search
main
0

Качественное образование в цене

​Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: – У людей есть ощущение, сформировавшееся с начала 90-х годов, что образование – тот шанс свободы, который они должны дать своим детям. Академик Заславская писала лет 10 назад, что многие семьи ничего не получили от свободной России, а они получили расширившийся доступ к образованию. У нас было 170 студентов на 10 тысяч населения, это примерно 20%, сейчас – 85%, то есть почти все, кто биологически может его получить, среди них бюджетное образование получают больше половины студентов. Мы опрашивали людей, зачем они хотят идти в вуз, если есть альтернатива пойти в вуз, где не надо напрягаться, или в вуз, откуда можно вылететь, где надо напрягаться, и 75% выбирают второе. В конце второго курса у нас 64% дневных бюджетных студентов работают в среднем 22 часа в неделю. Это значит, что в самой системе образования заложен некий порок, который людей разочаровывает. Образовательный драйв есть, Путин совершенно правильно делает на него ставку, потому что у нас не так много ресурсов, на которые можно рассчитывать.

Спрос на высшее образование сформирован тем, что у нас короткая общеобразовательная школа: мы учим 11 лет, во всех странах учат 12-14. Владимир Филиппов, министр образования, который был до Андрея Фурсенко, хотел сделать 12-летнее образование, но его заплевало все образованное и необразованное сообщество. Однако в нашей школе нет экономики, права, нет нормального изучения иностранных языков, и в вузе ребята доучивают иностранный язык – такого нет ни в какой стране. Во всех странах бакалавриат 3 года, у нас – 4, а мы сокрушались, почему не 5. Сегодня в вуз поступить можно, вот только учиться в нем сложно, поэтому те, кто не уверен в себе, начинают готовиться отдельно. В вузах 1,5 года уходит только на общеобразовательные предметы, мы ухитрились восстановить в вузах изучение истории, учим студентов риторике и словесности, потому что они недоучены. Поэтому первые два года высшего образования – это просто компенсация недостаточности нашей школы. Это обнаружилось, когда мы писали программу, в которой сказали: нужно увеличивать продолжительность обучения в школе, принимая детей с 5 лет, Владимир Филиппов хотел добавить год. Я думаю, что надо добавлять и сверху, и снизу. Мы не любим себя нелицеприятно оценивать. Государство за последние 10 лет смогло пойти лишь на одно крупное движение – ЕГЭ. С одной стороны, общество его регулярно ругает, понятно почему, у нас стало меньше шансов поступить в хорошие вузы. С другой стороны, мы всячески пытаемся «подрыться» под ЕГЭ и там договориться. Не подготовиться и нормально сдать, а договориться. Эта психология формируется по двум причинам. Мы сегодня не говорили еще об одной ключевой причине такого поведения: школа не дает увлечься образованием. А человек должен увлечься, у него должны быть сильный учитель, хороший профессор. Наше образование перестало зажигать людей, любой вузовский преподаватель должен заниматься наукой, иначе это не вуз, а техникум. Первое, что должно общество сделать, – это восстановить нормальное состояние преподавателя. Нам надо преподавателю платить столько, сколько ему платят в нормальных странах. Высокая зарплата не означает, что будут обновляться учителя и преподаватели. У нас раньше было 4% обновления преподавателей в год, как начали повышать зарплату – 1%. Есть вузы, где много зарабатывают. Например, НИУ ВШЭ деньги зарабатывает тремя путями. Это платные студенты (их почти половина) при большом бюджетном задании; дополнительное образование, разные бизнес-школы; прикладная наука, у нас это 1,5 млрд рублей. Надо ставить сильных менеджеров во главе вузов. Мы своим преподавателям изначально платили несколько больше, чем другие вузы, оптимизировали учебный процесс и не держали балласт. У нас преподаватели работают, мы доплачиваем серьезные деньги тем, кто имеет статьи в сильных научных журналах. В прошлом году у нас средняя зарплата преподавателя-научника составляла 80 тысяч рублей. В среднем преподаватель вуза должен получать двойную среднюю зарплату по своему региону. В Москве это 80-90 тыс. руб.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте