search
main
Топ 10
Под Уфой мобилизовали единственного в школе учителя биологии Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Депутат Госдумы обратилась к министру обороны с просьбой об отсрочке от мобилизации учителей В Тюмени названы 15 лауреатов конкурса «Учитель года России» - 2022 Военные кафедры, получение диплома до 2012 года: Минобрнауки ответило на вопросы студентов по частичной мобилизации Планируемые изменения в КИМ ЕГЭ 2023 года по биологии есть, но бояться их не нужно Названы имена пятерых призеров конкурса «Воспитатель года России – 2022» В Орловской области учителям выплатят по 100 тысяч рублей за подготовку стобалльников к ЕГЭ Глава Минцифры заявил, что будет прорабатываться вопрос об отсрочке для учителей информатики Обновлено содержание ФГОС: Минпросвещения рассказало об основных изменениях С 1 октября в России стартует Большая учительская неделя Конкурсанты соревнования «Учитель года России – 2022» готовятся к объявлению 15 лауреатов конкурса Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Стало известно имя победителя Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2022» В России отмечается День воспитателя и всех работников дошкольного образования Участники конкурса «Учитель года России – 2022» проходят испытание «Воспитательное событие» Любовь как главный принцип воспитания: в День воспитателя вспоминаем известных педагогов Минпросвещения России представило новые специальности в педвузах Как подготовиться к ЕГЭ без репетитора – советы экспертов Сокращено максимальное число специальностей, по которым абитуриенты могут подавать документы
0

Качественное образование для каждого

Учителя-предметники разработали систему педагогической диагностики для вновь поступивших воспитанников. Пример такой работы учителя – диагностическая работа по русскому языку в 5-м классе для вновь прибывшего воспитанника Валентина Т. Эта работа – комплекс тестовых заданий, небходимых для того, чтобы, с одной стороны, проверить степень угасания орфографических и пунктуационных навыков, произошедшую за период летних каникул, а с другой стороны, определить зоны ближайшего развития ученика, проверить сформированность основных базовых навыков.

Учитель делает вывод: основные орфографические и пунктуационные навыки по программе 4-го класса у Валентина практически не сформированы; затруднения в определении фонетического состава слова, правописании о-ё после шипящих, наблюдаются большие проблемы в понятийном аппарате учащегося. Кроме того, требуется консультация и помощь психологов и дефектологов. Рекомендуются коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания, памяти, мышления. Для успешного обучения требуется большая индивидуальная работа как на уроке, так и на дополнительных занятиях по предмету для ликвидации пробелов в знаниях.

На основании проведенного анализа учитель определяет для работы с этим воспитанником технологию обучения на основании индивидуально ориентированного учебного плана, а также технологию адаптивной системы обучения. При комбинировании элементов этих технологий он создает и отрабатывает новую педагогическую технологию для конкретного воспитанника, составляет тематическое планирование индивидуальной работы на определенный период. По истечении этого периода с воспитанником проводится повторная диагностическая работа и выявляется положительная динамика роста обученности воспитанника. По такой схеме работает каждый учитель-предметник. У каждого учителя образуется своя система отработки новых педагогических технологий. Таким образом, в методическом объединении учителей формируется база данных по вариативным методам и формам коррекционного обучения. А также база данных разработок коррекционно-развивающих уроков.

Традиционная система контроля в школе строится на балльно-оценочной системе, которая не всегда реально показывает степень успешного усвоения учащимися материала. Особенно важно это в условиях спецшколы для детей с девиантным поведением, так как слабые знания учащихся не позволяют им перейти на качественно новый уровень и дать реальные результаты с точки зрения повышения отметки. Основная оценка для воспитанников – «3», а порой и среднее между «2» и «3». Выявление уровня успешности в условиях закрытого учреждения для детей с девиантным поведением – важный этап для планирования дальнейшего обучения. Переход на диагностическую основу помогает реально увидеть прогресс или отсутствие такового в обучении данного воспитанника, а также поможет выявить основные темы курса, по которым имеются пробелы.

Следует помнить, что диагностика только констатирует наличие или отсутствие тех или иных проблем, а пути решения, перспективы должен, пользуясь результатами диагностики, определять сам учитель. По каждому воспитаннику учитель проводит педагогический мониторинг на основании диагностических работ.

Достаточно четкую картину дает анализ результатов контрольных работ. Однако следует отметить, что в этом случае работы не всегда показывают полную картину усвоения учащимися материала, так как при их выполнении очень многое зависит и от психологического настроя ученика. Поэтому учитель варьирует каждый этап урока с учетом индивидуальных особенностей конкретного воспитанника.

Одной из главных задач образовательной деятельности школы стало повышение качества обученности воспитанников. Для этого в рамках предметных недель учителя предложили учащимся создавать различные презентации: информационные, обучающие, шуточные. Сначала это были короткие презентации, содержащие минимум информации, но отвечающие всем правилам создания таких работ. Затем в процессе приобретения определенного опыта в использовании возможностей программного обеспечения презентации становились содержательными, практическими, красочными. Такая работа развивает у воспитанников умение анализировать материал, выбирать главное, делать выводы. Практическая значимость создания презентаций очевидна, а опора на наглядность – непременное условие успешного усвоения материала. Работы выполняются грамотно, четко. Выдержан орфографический режим. Каждый слайд оформлен эстетично и содержит соответствующую информацию по заданному объекту.

Несмотря на огромный объем работы, проделанной педагогическим коллективом, проведенный анализ обученности воспитанников школы показал, что по отдельным предметам имели положительно оцененные знания около 80% воспитанников. Остальные 20% воспитанников не достигли по отдельным предметам минимального уровня ЗУН, определенного государственными образовательными стандартами. Степень обученности воспитанников школы достигала в среднем 30% по школе, а качество знаний не превышало 12%.

Этими обстоятельствами была обусловлена актуальность проблемы критического анализа содержания школьных программ. Возникла необходимость адаптации программ, их концептуальная основа – не упрощенчество, а особый аспект! Педагог осуществляет ситуационный анализ и проводит при необходимости корректировку планирования и требований к подготовке воспитанников по своему предмету.

Педагоги нашей школы знают, что в основе реабилитации воспитанников лежат гуманистические основания и принцип личностно ориентированного подхода. Важно не только дать знания, а постоянно развивать и поддерживать познавательные, физические, эмоциональные и нравственные факторы развития личности. С учетом особенностей воспитанников, анализа диагностики и наблюдений, рекомендаций сотрудников социально-психологической службы школы учителями были скорректированы требования к подготовке воспитанников по предметам во всех классах.

Анализ типовых образовательных программ с целью выделения системообразующих моментов, а затем более тщательная отработка в учебном процессе именно этих «узловых» моментов положительно повлияли на рост успеваемости. За прошедший период успеваемость повысилась до 96%, качество знаний достигло 20%, степень обученности превысила 43%.

Анализ контрольных работ: на начало учебного года (стартовый контроль), промежуточная диагностика и на конец учебного года за период с 2007-2008 по 2009-2010 учебный год показал рост качества знаний по предметам с 15 до 21% по школе.

Корректируя учебные программы, учителя выделяют те требования подготовки по своим предметам, которые точно могут быть достигнуты нашими воспитанниками, имеют практическую направленность и приведут к повышению образовательного статуса каждого учащегося, что является одной из целей реабилитационной работы педагогического коллектива школы.

В процессе воспитания, формирования личности принимают участие все, кто эту личность окружает: семья, школа, друзья, общество и отдельные личности, имеющие авторитет у подростка. В нашу школу дети поступают с практически сформированной негативной нравственной позицией или нравственно незрелые. Поэтому главная задача педагогического коллектива нашей школы – обеспечить социальную, педагогическую, психологическую, медицинскую реабилитацию поступающих к нам подростков, адаптировать их по возможности к жизни в обществе, формировать и воспитывать полноценную личность.

Сотрудники школы успешно работают над развитием запросов и потребностей наших воспитанников, вовлекают их в разные виды деятельности. Познавательные потребности развиваются во время традиционных и интегрированных уроков и при проведении предметных недель, внеурочных мероприятий, в организации и проведении которых принимают участие учителя при поддержке воспитателей, преподавателей дополнительного образования, сотрудников социально-психологического сопровождения, сотрудников службы организации и режима.

Объективная оценка успехов воспитанников в реабилитации складывается из регулярных наблюдений и характеристик, составляемых учителями, педагогами-психологами и воспитателями. Рекомендации психологов при составлении психологического портрета личности воспитанника служат необходимой поддержкой образовательного и воспитательного процессов.

Поскольку специальные учебно-воспитательные учреждения отдают приоритет личностно ориентированному подходу в процессе реабилитации воспитанников, для формирования «нравственного иммунитета» создается благоприятная почва. При этом ключевыми задачами по-прежнему остаются: укрепление междисциплинарных и межличностных связей между сотрудниками всех служб учреждения; создание единой методологической концепции; создание благоприятной среды, в которой сочетаются физическая, эмоциональная, ментальная и духовная комфортность, где каждый участник реабилитационного процесса чувствует себя востребованным и защищенным.

Н. ВИНОГРАДОВА, заместитель директора по УР спецшколы №11 «Шанс»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте