Рабочих тетрадей по физике разработано много, но часто они перегружены различными инструкциями и методическими рекомендациями. Ученикам нужна рабочая тетрадь для записи результатов опыта, оценки погрешностей и подготовки отчета по выполненной лабораторной работе. Предлагаемая рабочая тетрадь «Лабораторные работы по физике» призвана помочь учащимся качественно выполнять лабораторные работы, грамотно и оперативно оформлять отчеты, а учителю – обеспечивать единые требования к школьникам. Таким образом, больше внимания уделяется опыту (эксперименту), а не оформлению.
На каждую лабораторную работу в тетради определён один лист формата А4, который включает:
1. Титульный лист (Ф.И.О. учащегося, класс, дата проведения работы, название работы, цель работы, приборы и оборудование).
2. Таблица измерительных приборов. Состоит из восьми столбцов, в них отражаются основные сведения о каждом измерительном приборе, который используется в данной работе. Наука начинается с измерений, и наш быт насыщен техническими устройствами, все это заставляет каждого человека расширять свой кругозор в области измерений. По-настоящему измерениям различных физических величин учат только на уроках физики. Ученик должен знать:
а) название прибора,
б) какую физическую величину он измеряет.
в) в каких единицах,
г) пределы измерения прибора,
д) цену деления прибора,
е) равномерная или неравномерная шкала,
ж) абсолютную погрешность,
з) дополнительные сведения о приборе.
Если ученик самостоятельно заполнит таблицу измерительных приборов, он уверенно пользуется измерительным прибором, осознанно выполняет измерения.
Абсолютная погрешность прямых измерений складывается из абсолютной инструментальной погрешности и абсолютной погрешности отсчета. Инструментальная погрешность определяется конструкцией прибора и в школьной практике определяется по таблице. Погрешность отсчета равна в большинстве случаев половине цены деления.
3. Краткие теоретические сведения: вывод рабочей формулы, формулы расчета погрешностей, определения плотности, силы и т. д.
4. Таблица измерений (на обратной стороне страницы) содержит только общий контур. На каждой лабораторной работе существует своя таблица измерений, поэтому в предлагаемой тетради есть только каркас таблицы, которую ученик заполняет по заданию учителя.
5. Вычисления. Оставлено место для записи численных формул, расчеты производятся на калькуляторе.
6. Вывод. Подводится итог проделанной работы.
Все просто: ученику – понятно, учителю – удобно, школе – доступно!
Валериан Чупин, лауреат международных и российских конкурсов, физик, педагог дополнительного образования Центра детского (юношеского) технического творчества «ЮТЕКС», город Чайковский, Пермский край.
Фото автора
Комментарии