search
main
Топ 10
Откуда берется лень у подростков и что с ней делать Этот день настал: 7 декабря одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение Минобрнауки: отсрочкой от армии можно воспользоваться только один раз Педагогические династии были представлены на межрегиональном конкурсе Учителя Ульяновской области станут зарабатывать больше Глава Роспотребнадзора объяснила, когда школьников могут отправить на дистант Повышение зарплат учителей, обязательная школьная форма, итоговое сочинение — новости образования Рособрнадзор: будет сформирована новая система показателей для оценки качества образования Перенос итогового сочинения, школа без контрольных работ, финалы ВСоШ - главные новости образования Очередной Всероссийский открытый урок будет посвящен Героям Отечества Студентам белгородских колледжей на время дистанта будут выдавать сухпайки В первом чтении принят закон, позволяющий переводить школы с муниципального уровня на региональный Глава РАО озвучила причины высокой учебной нагрузки в школах Педагогов приглашают поучаствовать в марафоне «Как внести творческий воспитательный компонент в школьный урок» В подмосковных школах стартовала неделя функциональной грамотности Игрушки — дело серьезное: дискуссия экспертов в сфере образования и промышленности игр и игрушек В школьных учебниках могут появиться разделы о выдающихся российских ученых Школьники рассказали, что думают о новых правилах итогового сочинения В Подмосковье упростили регистрацию на ОГЭ и ЕГЭ В Москве состоится Всероссийский педагогический конгресс «Подготовка учителя будущего поколения»
0

Кабинет музыки. Иногда второстепенное может стать главным

Замер последний отзвук фортепиано. Оксана Станиславовна склонила над клавишами голову, помедлила минуту; потом, словно пробуждаясь ото сна, взглянула на класс. Потрясенными семиклассники не выглядели, но хоть сидели сегодня тихо – и то редкость.

В минуты музыки печальнойНе говорите ни о чем!..

Три года назад Оксана Станиславовна, выпускница консерватории, стала, что называется, по жизненным обстоятельствам учительницей музыки в средней общеобразовательной… К новой работе отнеслась с энтузиазмом. Очень хотела, чтобы ее ученики полюбили музыку, и помимо обязательной классической программы старалась найти путь к сердцам ребят через некоторые современные мелодии, будоражащие душу, будящие лирические чувства. Вот и этот романс на стихи Николая Рубцова она специально для семиклассников выучила и хотела сейчас поговорить с ними об эмоциях, которые вызвала музыка… Высокое настроение учительницы прервала завуч школы: неожиданно вошла в класс, радостно сообщила – она все делала как-то радостно и шумно: «Дети! Забираем вас с урока на субботник! Приведем в порядок родную школу! Вы позволите, Оксана Станиславовна…»

Собственно, вопросительной интонации в последней фразе не было – это было мягкое утверждение. Когда семиклассники, галдя и треская друг друга от избытка чувств по головам портфелями, освобожденно вылетели из кабинета музыки, Оксана Станиславовна подошла к завучу и, сдерживая себя, попросила: «Мне нужно с вами поговорить. На следующей перемене. Хорошо?»

Остаток пропавшего урока она просидела за фортепиано, машинально перебирая звуки рубцовского романса. Обдумывала разговор с завучем.

Когда три года назад Оксана Станиславовна пришла в эту школу, она в волшебном тумане новых планов и надежд не сразу обнаружила досадное обстоятельство: ее зарплата оказалась гораздо ниже, чем зарплаты коллег. Это зависело не только от стажа. У предметников, преподающих русский язык или математику, больше была учебная нагрузка, им полагались надбавки за проверку тетрадей. Кроме того, они могли увеличить свой личный доход и за счет репетиторства. У Оксаны Станиславовны такой возможности не было – решительно никому из ее учеников не был нужен для поступления в вуз такой предмет, как музыка. Но эта материальная оценка ее труда не так сильно огорчила романтичную молодую преподавательницу, как другое, последующее открытие: оказывается, математику, русский язык, иностранный язык в школе считают и вслух называют главными предметами, а ее любимую музыку, физическую культуру или технологию относят к второстепенным! Это деление на «основные» и «второстепенные» предметы, не записанное ни в каких официальных документах, было негласно признано всеми: учениками, учителями, родителями, даже администрацией. С некоторыми проявлениями этого факта Оксана Станиславовна действительно вскоре столкнулась лично.

Разгневанная мама ученицы пришла к учительнице музыки с претензией: «Моя дочь всегда была круглой отличницей и вдруг получила по вашему предмету «четыре». Согласитесь, это не главный предмет, а второстепенный, обидно лишаться звания отличницы из-за музыки…» Дети, ее любимые дети, в минуту откровенности признавались Оксане Станиславовне: «Вы хорошая учительница! Музыку подбираете прикольную! Мы к вам приходим будто концерт послушать и отдохнуть от уроков…» «А у меня что, разве не урок?» – обижалась Оксана Станиславовна. Ей уже начинало казаться, что к мнению преподавателей по «солидным» предметам – русскому языку или математике – на педсоветах прислушиваются внимательнее, чем к ее высказываниям, слово для выступления им дают первым. Очень обидно было однажды, когда одна из классных руководительниц подошла к ней и попросила отпустить детей с урока «к зубному»: «Ведь не так важно, если их возьмут с вашего урока – не с математики же брать: у ребят скоро экзамены!»

Нынешний субботник семиклассников стал для Оксаны Станиславовны последней каплей; она решительно настроилась на разговор с завучем. Но перебирая пальцами клавиши фортепиано и перебирая свои обиды, она вдруг осознала, что говорить-то ей почти не о чем! Материальные условия ее работы зависят не от администрации, количество уроков музыки в учебных планах большинства школ одинаково. Претензии родителей? Эти претензии, порой и незаслуженные, приходится выслушивать и другим преподавателям. Надо учиться самой находить выход из конфликтных ситуаций, а не жаловаться завучу. В конце концов Оксана Станиславовна решила, что тактично поговорит с завучем только об одном – чтобы администрация постаралась не брать учеников с ее уроков или хотя бы предупреждала ее об этом заранее. Но на душе у молодой учительницы было тяжело – она чувствовала, что предстоящий разговор не последний, а проблем, волнующих ее, в ближайшем будущем меньше не станет…

Великий Новгород

Комментарий специалиста

Не будем забывать, что все преподаватели – живые люди и, естественно, все разные. У каждого свои особенности, свой взгляд на определенные вещи, своя позиция, свое мнение, и главное в этой ситуации – учиться понимать друг друга. В том числе и в процессе работы. Тем более что в школе, как в живом организме, постоянно что-то происходит. Однако нет смысла привязываться к какому-то конкретному предмету, поскольку взаимоотношения между учителями – это взаимоотношения прежде всего между людьми, а не между предметниками. А вот построить человеческие взаимоотношения, конечно, непросто. Собственно, этим каждый из нас занимается всю жизнь. В школе на помощь всегда придет психолог. Наша задача в том и состоит, чтобы помочь найти подход, особенно к новому человеку. Познакомиться, сориентироваться в школе, тем более в нашей, потому что в ней более двух тысяч детей, около четырехсот педагогов, пять зданий. В каждом здании своя атмосфера, своя специфика. Поэтому у нас часто проходят семинары, «круглые столы». И задача всей этой деятельности в том, чтобы возникающие сложные вопросы во взаимоотношениях с детьми и коллегами решать сразу, не откладывая. В качестве «сложного вопроса» могу привести распространенный пример, который есть в практике любой школы. Гимназия – это повышенные требования, большая нагрузка, где при подготовке домашнего задания необходимо, наверное, больше усилий, чем в обычной школе. Случается, что неделя была предметно насыщена и объем домашних заданий по разным предметам не мал. И каждый учитель при этом считает, что его предмет важен и домашнее задание по нему непременно нужно выполнить. Но надо помнить, что дети живут не ради того, чтобы учиться, а учатся ради того, чтобы жить. В этом случае всем нам необходимо сориентироваться, подумать о коллегах и о том, что здоровье ребенка важнее всего. И, как правило, все вместе мы начинаем думать о том, как урегулировать этот вопрос между учителями. Чтобы не возникло противоречий и ребенок не оказался между двух огней: не сделал физику, зато всю ночь делал математику. Надо признать, что этот процесс корректировки в нашей школе проходит безболезненно. Потому что грамотное решение конфликта – норма для коллектива.

Что еще важно, модель отношений между взрослыми считывается детьми. Ребенок, окончив школу, может забыть, что такое тангенс и котангенс, но модель тех отношений, которые были в ней, он обязательно перенесет в свой будущий профессиональный и жизненный мир.

Ольга ТУРТА, педагог-психолог психолого-педагогического медико-социального центра – гимназии №56, Санкт-Петербург

Советы психолога

Татьяна БЕЛЯЕВА, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии психолого-педагогического факультета Новгородского государственного университета:

– Психологический климат в коллективе во многом определяется профессионализмом администрации. Если возникают проблемы, подобные описанной, то нужно признать, что виной тому неумелое руководство. В политике администрации красной нитью должна проходить идея о том, что цель у педагогического коллектива одна – развитие детей. А вот задачи у преподавателей по различным предметам разные. И эти задачи должны дополнять друг друга. Если представить себе, что ребенок будет погружен в одну математику, то в его образовании получится огромный «флюс»! Такие предметы, как музыка, изобразительное искусство, помимо воспитательной, образовательной функций несут еще и функцию психотерапевтическую. Во время этих уроков ребенок может расслабиться, он переживает эмоции. Это очень важно для становления личности!

Более того, ребенок будет лучше успевать в математике, если он активен на «творческих уроках», развивающих правое полушарие мозга. Такие предметы, как математика, физика, развивают левое полушарие. В нашем российском образовании есть крен: мы у детей очень хорошо развиваем левое полушарие, а про правое забываем. Если сравнить, в японском образовании очень большое внимание уделяется именно развитию правого полушария. Может быть, по этой причине столь велики успехи этой нации в точных науках?

Школьная администрация должна работать над формированием такой корпоративной культуры, когда по всеобщему признанию каждый учитель занимает свое уникальное значимое место в школьной мини-системе образования. Сам учитель прежде всего должен понимать роль своего предмета в общем образовательном процессе. Если эта роль не ведущая, он не должен комплексовать по этому поводу. Если такой педагог работает творчески, то, как правило, он добивается побед своих учеников в различных конкурсах, и школа начинает приобретать положительный имидж за счет достижений в данной области. Лично мне известен пример, когда учительница изо принесла своей школе славу за счет того, что ее дети участвуют в конкурсах, даже международных. Она пользуется огромным уважением в коллективе, ее очень ценит администрация. Не нужно думать о том, на каком месте твой предмет! Если ты хочешь что-то дать детям, обязательно придет успех. Пусть это будет не громкая победа на международном конкурсе; но если дети начнут чувствовать музыку, ощущать психологический комфорт на уроке – это тоже важное достижение!

Преподаватель с небольшой учебной нагрузкой может быть огорчен недостаточным заработком. Однако в каждой ситуации есть и минусы, и плюсы. Зато у таких учителей и времени свободного больше, и меньше ответственности, например, за поступление выпускников в вуз. Кроме того, нужно учитывать, что в современной школе часты денежные поощрения учителей за высокие результаты педагогической деятельности, например за победы или участие в тех же творческих конкурсах.

Детальнее я хотела бы коснуться двух описанных выше конфликтных моментов. Первый конфликт – между молодой учительницей и мамой отличницы. Я считаю, что оценивание результатов учебы по таким предметам, как музыка, изобразительная деятельность, должно проходить исключительно по зачетной системе. Ведь творчество – это нестандартность, выход за общепринятые рамки! Вторая ситуация – класс сняли с урока для уборки школы: конечно, это некорректно. В любом случае администрация школы должна была предупредить учительницу о подобной неприятности заранее и не ставить в неравные условия преподавателей по разным предметам.

Социальная защита. Возьмите на заметку

Благотворительный фонд профилактики и реабилитации больных наркоманией предлагает помошь:

– Телефон доверия по проблеме наркозависимости, ПАВ и профилактики наркомании (ежедневно кроме субботы и воскресенья с 8.00 до 20.00 часов – время московское) – 8-495-250-05-00.

– Бесплатные консультации психолога, нарколога, адвоката (125047, Москва, 3-я Тверская-Ямская ул., д. 26; 250-05-00; е-mail: narkomnarkom@mail.ru).

– Бесплатное проведение выездных семинаров и конференций по заявкам заинтересованных организаций.

– Рассылка газеты «Пока Не Поздно» на бесплатной основе для библиотечных коллекторов, заинтересованных организаций и граждан.

– Трансляция видеоконференций фонда в сети «Интернет» в режиме реального времени (в чате).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте