Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Точка зрения

Кабинет имени…

Учительская газета, №24 от 16 июня 2020. Читать номер
Автор:

«А вот эта аудитория носит имя Стенли Купера, нашего знаменитого выпускника! – преподаватель с гордостью показывает нам оборудованное по последнему слову техники помещение колледжа. – Он учился у нас в 70‑е годы, потом занялся бизнесом, стал миллионером. И спустя много лет решил пожертвовать своей альма-матер крупную сумму. Теперь все учащиеся и сотрудники нашего колледжа знают, кто такой Стенли Купер, и благодарят его за щедрость».

…Подобная практика широко распространена за рубежом. Там принято не только жертвовать своей школе, колледжу или университету определенное количество собственных средств, но и называть в честь таких вот меценатов аудитории или целые учреждения. Сколько себя помню, нам об этом рассказывали с уважением и завистью, мол, вот какие там молодцы живут и работают, вот как они хорошо относятся друг к другу и насколько благодарны за добрые дела! Не то что у нас…

Согласен, у нас не так. А даже если где-то и так, если иностранный пример таки заставил кое-кого из российских бизнесменов перечислить энное количество денег организациям, где они учились, все равно не в наших традициях преподносить сие благородное деяние точно под таким же соусом, что и там, за бугром. Это не хорошо и не плохо, просто у нас другие традиции. Богатый гражданин вполне может оснастить всю школу современной техникой, вставить во всех помещениях пластиковые окна, обновить всю мебель и т. д. Но вряд ли у директора даже на уровне подсознания возникнет мысль, а не назвать ли актовый зал или библиотеку именем Сергея Кочевряжного или Никиты Хомякова. Да и самим Кочевряжному с Хомяковым, скорее всего, тоже не придет в голову печалиться по поводу того, что их имена так нигде и не запечатлены в истории их школы, а могли бы. Как на том же Западе…

А давайте посмотрим на проблему под иным углом. Представьте себе, что каждый из нас, простых граждан, получил бы почетное право оставить свое имя потомкам, сделав что-нибудь полезное для своей школы или вуза. Скажем, перевел на счет университета 10 миллионов рублей – имеешь полное право на то, чтобы на входе в химическую лабораторию была написана твоя фамилия. Приобрел для школы 20 компьютеров – и теперь на входе в компьютерный класс стоит твое имя. Помог озеленить школьный участок, принес 10 саженцев рябины, – и рядом с каждым из деревьев вбит колышек с фанеркой, где написано, благодаря кому оно тут появилось. Покрасил стену колледжа за свой счет – на этой стене (можно твоей же рукой) будет написано, кто это сделал. Купил для библиотеки собрание сочинений Юрия Полякова или Сергея Минаева – и на каждом форзаце будет твоя же дарственная надпись. Чтобы все знали и видели! Потому что справедливо, не правда ли?

…Что-то в этой картине режет глаз. Вроде бы все правильно, добрые дела должны быть оценены по достоинству, люди должны знать и помнить тех, кто сделал для них что-то хорошее. Но почему-то сценарий никак не ложится на душу. Кто его знает, может, потому что многие люди в глубине души всегда считают, что достойны большего. И им будет очень обидно, если они, к примеру, купят для своего вуза пять интер­активных досок, а декан решит, что этого слишком мало, чтобы назвать весь факультет географии и биологии именем Михаила Постоенко. А ведь Михаил так старался!..

Может, поэтому у нас давным-давно решили пойти по другому пути и сделать ставку на безымянных героев. Мол, делай добро и бросай его в воду, и пусть правая рука не будет знать, что делает левая. В том смысле, что ты нам помогай, но больше чем на спасибо не рассчитывай, ведь гордыня – страшный грех!..

Иван ПОРТНОВ


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt