search
main
0

К вопросам формирования культуры заботы о здоровье

Давайте задумаемся: а сформирована ли в нашем обществе эта культура? Оглянитесь: сколько человек в вашем окружении прилагают какие-либо усилия для заботы о своем здоровье? Например, пьют достаточное количество воды, регулярно занимаются физической активностью, не нанося при этом вреда организму? Скорее всего, таких немного. Не нужно быть великим аналитиком, чтобы оценить масштабы бескультурья нашего общества в вопросах заботы о здоровье, имеющих, пожалуй, ключевое значение в жизни.

Здоровье – наше главное богатство. Стремление его сохранить у любого человека заложено на уровне базовых потребностей, ценностей, установок, но по какой-то причине порой оно замещается иными приоритетами: желанием много зарабатывать, получать удовольствие от жизни и прочим. Это формирует ложные парадигмы успешного развития, особенно часто у подростков.

Физическая культура формировалась благодаря развитию общества, которое проделало путь от аграрного уклада, где труд являлся единственным способом выживания, до информационного постмодернистского технологического, где эта необходимость стала рудиментом для большинства членов общества. Сейчас у человека есть возможность обеспечивать себя всем необходимым, получая удовольствие и не упуская шанса быть здоровым и сильным. Здесь речь не о тех, кто имеет серьезные ограничения по здоровью, а о «здоровых» людях, которые на самом деле давно таковыми не являются.

Уже никого не пугают статистические данные Всемирной организации здравоохранения, которые гласят, что более 50% населения планеты страдает от избыточной массы тела, гиподинамия является болезнью цивилизации, а 80% подростков во всем мире испытывают недостаток физической активности, который в конечном счете приведет к развитию серьезных заболеваний. Точнее сказать, уже привел. Мы исследовали состояние здоровья студентов Московского городского педагогического университета и получили красноречивые цифры. Мало того что более 50% обучающихся уже имеют какие-либо хронические заболевания, так еще и более чем у 75% была выявлена вегетососудистая дистония (ВСД). Таким образом, процент здоровых студентов ничтожно мал, а ведь эти молодые люди – основной трудовой педагогический капитал нашего общества в ближайшей перспективе.

Проблемы заботы о здоровье нашли свое отражение в национальном проекте «Демография», в структуре которого мы можем найти такие направления, как «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек» или «Создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и спортом». Вопросы формирования культуры заботы о здоровье являются очевидной необходимостью, более того, национальным приоритетом с определенными показателями, в выполнение которых должны быть включены прежде всего работники системы образования. Большая роль в вопросах сохранения здоровья традиционно отводится физической культуре человека, а значит, и место предмета или дисциплины «Физическая культура» должно быть определено с учетом этой роли.

В отличие от наших предшественников, живших столетия назад, у нас уже есть готовый инструмент – дисциплина «Физическая культура», которая является обязательным предметом как в школах, так и в вузах. Нам уже не нужно доказывать его значимость и необходимость включения в учебный процесс руководителям образовательных организаций, нужно только, чтобы учителя делали свою работу, и тогда мы добьемся поставленных целей. Ведь так?

Тут открывается проблема куда страшнее, чем просто отсутствие физической культуры в учебном плане. Реализация дисциплины не прерывалась даже в худшие для нашей страны времена, но мы все равно имеем поколения людей, у которых есть проблемы со здоровьем. Значит, проблема в том, как и чему мы учим на уроках физической культуры.

В 2018 году ученые ведущих российских университетов опросили около трех тысяч учителей России. Им был задан вопрос: «Считаете ли вы, что знания и навыки, полученные на вашем предмете, пригодятся ученикам в будущем?» В среднем около 50% педагогов ответили положительно. Самый низкий процент оказался среди учителей физической культуры. Разве это не парадокс?

И действительно, если вы попросите не имеющего отношения к спорту человека проранжировать по степени важности и полезности учебные дисциплины, то не найдете физическую культуру даже близко к лидирующим предметам. Если спросите студентов о том, что для них значит физическая культура, то подавляющее большинство назовут сдачу спортивных нормативов.

Если объяснить учащимся, что физическая культура – область знаний о здоровье, рассказать им, как питаться правильно и что нужно и не нужно делать при боли и травмах, показать, что физическая активность бывает разной и интересной, это вызовет у них удивление и непонимание, ведь раньше ничего подобного им не говорили.

Необходимо сформировать отношение к физической культуре не как к второстепенному предмету, пересмотреть концепцию и методологические основы ее преподавания на всех уровнях образования. Физическая культура – это не про то, кто дальше прыгнет или пробежит, и даже не про игру в волейбол на паре или уроке, это про просвещение и мотивацию людей, про то, как сделать двигательную активность деятельностной потребностью.

Того количества часов, что отведено на реализацию дисциплины в университете, не хватает, чтобы покрыть даже минимальный уровень необходимой физической активности в неделю. В рамках одного из наших исследований мы попытались определить минимальное количество тренировочных занятий в неделю, при котором студенты в меньшей степени испытывали последствия постковидного синдрома. Студенты, занимающиеся нерегулярно или 1-2 раза в неделю, страдали симптомами астении, чувствовали серьезные ухудшения состояния после болезни, которое не могло долго вернуться в норму или до сих пор не вернулось, и вообще были чаще подвержены инфекционному заражению. Студенты, занимающиеся три и более раз в неделю, показывали положительную динамику по каждому показателю.

Важно отметить, что понятие «освобождение от физической культуры» вообще антигуманно, ведь она всегда была, напротив, средством восстановления и реабилитации при самых тяжелых недугах, вопрос лишь в ее правильной организации и дозировании нагрузки. Освобождение от физической активности означает, что у человека есть определенные проблемы со здоровьем, которые должны сподвигнуть его следить за своим состоянием еще тщательнее. Лишая таких учеников необходимых знаний и возможности заниматься, мы формируем ту неутешительную статистику, о которой говорилось в начале статьи. У людей, имеющих подготовительную или даже специальную группу здоровья, есть определенные ограничения, но им так же необходима физическая активность, как и тем, кто относится к основной группе, только другая.

Да, безусловно, невозможно сразу изменить концепцию преподавания, которая формировалась годами и даже десятилетиями, но мы обязаны, основываясь на потребностях людей, модернизировать и улучшать ее, проводить исследования, учитывать международный опыт и, конечно, следовать государственной политике в этой области.

Вызовы времени диктуют нам интенсифицировать работу по данному направлению. В Московском городском педагогическом университете был изучен так называемый постковидный синдром у студентов. Нам удалось выявить уникальный симптом – когнитивные нарушения у студентов, которые тяжело перенесли инфекцию (все прочие симптомы, например одышка или астения, были в равной степени характерны и для неболевших студентов).

Кроме абсолютно субъективных данных обучающихся о проблемах с памятью, невозможности выполнить действия, с которыми до болезни они легко справлялись, затруднениями с формулированием мыслей устно или на письме, мы получили данные экспериментального исследования, которое подтверждало, что проблемы с высшими мозговыми функциями существуют не только на словах. Часть тяжело болевших испытуемых банально не смогли выполнить пальцовку – поочередно соединить подушечки большого пальца с остальными на двух руках одновременно. Это свидетельствовало о нарушении взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга и работы нейронов.

Сразу стоит оговориться, что до болезни участники эксперимента не испытывали проблем с выполнением упражнения. Получив подобные данные, мы задумались о внедрении в наши курсы комплексов упражнений из нейробики – гимнастики для мозга, которая может служить как профилактикой нарушений, так и способом вернуть свое состояние в норму. Желание обучить студентов нейробике связано еще и с тем, что сегодня вы вряд ли найдете человека, который не переболел бы коронавирусом сам или чьи родственники бы им не переболели. Очень важно запустить эту цепочку просвещения в обществе.

Все сказанное выше касается вопросов, связанных с формированием культуры заботы о собственном здоровье. Важно перестать разделять ее с физической культурой. Пока мы не добьемся этого понимания от всех участников образовательного процесса (учителей, учеников, чиновников), нам не удастся добиться решения тех задач, которые ставят перед нами общество и государство.

Александр СТРАДЗЕ, директор Института естествознания и спортивных технологий МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте