В нашем лицее предшкольная подготовка ведется семь месяцев – начинается 1 октября, заканчивается 30 апреля. Новогодние каникулы для подготовишек почти такая же радость, как и для первоклашек, потому что можно немножко отдохнуть и расслабиться, радуясь праздникам. Однако необходимость предшкольной подготовки вопрос неоднозначный. Родители будущего школьника сами решают, нужна ли эта подготовка их ребенку. Немаловажно понять, чего ожидают от учителя в период подготовки. Научить читать, считать? Помочь привыкнуть к новой обстановке? Приучить следовать требованиям учителя?
В своей работе на подготовительных курсах я стараюсь развивать интеллектуальные, коммуникативные способности, формировать психологическую готовность будущих учеников.Главная цель предшкольной подготовки – научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность. Важно не только приобретение детьми знаний, а постепенное личностное раскрытие ребенка.Дети, которые занимаются у меня на курсах предшкольной подготовки, раскрепощенные, открытые, разговорчивые и независимые, четко отстаивают свою точку зрения. Программа построена на диалоге с ребенком: я не просто сообщаю знания – ребенок сам их открывает. Тут и игры, и головоломки, и кроссворды на развитие логики, мышления, внимания и памяти. Учение – труд и обязанность, но учитель должен создать такую атмосферу, в которой естественная любознательность ребенка, тяга к знаниям перерастет в желание, потребность учиться. И здесь простым обращением к разуму, беспрекословными «надо» и «обязан» до сердца шестилетнего человека не достучишься.Психофизиологическая готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Главное, чтобы ребенок был готов высидеть урок и сконцентрировать внимание на том, о чем рассказывает учитель. Существует несколько критериев, по которым можно судить о такой готовности: есть ли желание учиться; развита ли у ребенка речь (это один из самых важных показателей готовности к обучению); достаточно ли развит фонематический слух; умеет ли ребенок выполнять логические операции, устанавливать причинно-следственные связи и выделять главное; достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц рук) и зрительно-моторная координация, потому что без этих навыков ребенка очень сложно обучить письму.Важна именно психологическая готовность, умение слышать учителя, выполнять задания точно, как просят, спокойно сидеть 35 минут (урок), умение взаимодействовать с ребятами, не перебивая выслушивать ответ другого ученика, желание узнать и научиться. Отдавая будущего первоклассника на подготовку, родители нередко самоустраняются от помощи ребенку. Но именно с помощью родителей подготовка будет эффективнее. Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе – это естественное желание ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес! Если вы любите своего ребенка и позволяете ему это чувствовать, вы готовите его к тому, чтобы справиться со школьным стрессом. Рассказывая истории из своей школьной жизни, читая и обсуждая книжки про учеников начальной школы (к примеру, рассказы В.Драгунского, Н.Носова, В.Голявкина), вы дадите своему подготовишке представление о том, что ждет его в ближайшем будущем.Если вы довольны жизнью, с интересом смотрите на окружающий мир и делитесь с ребенком своими наблюдениями, если обсуждаете, почему птицы улетают осенью на юг, а вода в лужах по утрам застывает, вы развиваете его познавательную активность. А если рассказываете по вечерам сказки и поете песенки, то развиваете эмоциональную сферу и речь. Если вы вместе стряпаете пироги или варите кашу, то почти наверняка ваш ребенок умеет считать, а возможно, даже представляет, что такое пропорции. Если вместе ремонтируете технику – развивается мелкая моторика. Если вы позволяете ему остаться наедине с собой, то наверняка у него развитое воображение. Если не мешаете играть с другими детьми, он учится общаться и социализируется.Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не ориентироваться в других областях знаний. Это предостережение относится к тем родителям, которые хотят сделать из сына или дочери вундеркинда. Не надо спешить, так как ваш одаренный, необыкновенный ребенок может не найти места в коллективе и не адаптироваться к школьной программе. Адаптация к первому классу протекает у разных деток по-разному: от 3 до 9 месяцев и дольше.Задача родителей – создать максимум условий, в том числе и в предшкольный период, для того чтобы ребенок максимально безболезненно прошел этап адаптации к школе. Просто позвольте ему находиться в активном режиме: общения с вами, постижения мира, получения новых знаний в неизбитой форме. Говорите с ним на равных, и он будет безмерно уважать вас. Как в воспитании, так и в образовании особенно важен диалог между большим человеком и маленьким.Этот нелегкий период своей жизни каждый из детей, пришедших в первый класс, переживает по-своему: все зависит от подготовленности к школе, психологического настроя, состояния здоровья, а также от грамотности родителей. Но основным моментом, конечно, являются индивидуальные особенности ребенка.Родителям необходимо обращать внимание, как малыш работает карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно он может перерисовать, вырезать какие-то фигурки и т. д. Если у ребенка в шесть – шесть с половиной лет есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если нет, не спешите отдавать малыша в школу, ребенок к ней пока не готов. Важно понимать, что включает в себя понятие «готовность к школе». Это вовсе не умение читать, писать, считать. Это умение делать над собой усилие, сосредоточиваться на задачах – то, что психологи называют произвольностью поведения. Анна ТАРАСОВА, учитель начальных классов лицея №3, Воронеж
Комментарии