search
main
0

К родительству нужно готовить заранее

​Подростковый и ранний юношеский возраст соответствует физиологическому периоду полового развития организма, который завершается половой зрелостью человека – потенциальной способностью юноши и девушки стать супругами и родителями. Именно в этом возрасте у них обостряется интерес к вопросам половой и гендерной принадлежности, сексуальной жизни, взаимоотношению полов, брачно-семейным отношениям, появляется потребность и способность планировать свою будущую жизнь на годы вперед. Таким образом, подростничество – это сензитивный период для целенаправленной подготовки к семейной жизни – успешному супружеству, родительству, родству.

Можно сформулировать три глобальные цели подготовки: профилактика ранних половых связей и опасностей, связанных с этим (ЗППП, в том числе СПИД, аборт, раннее материнство и отцовство); психолого-педагогическая индивидуальная помощь подростку в коррекции детско-родительских отношений в его семье, в том числе работа с психологической травмой, связанной с кровной семьей у детей из дисфункциональных семей и воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование компетенций, необходимых для будущей собственной семейной жизни.Для воспитания могут быть использованы четыре этапа программы системного социально-педагогического и психологического сопровождения подростков.I этап – организационный: выбор руководителя программы, организационно-структурные изменения в учреждении, подбор специалистов для мультидисциплинарной команды специалистов, оформление нормативных документов, формулирование цели и задач программы, составление плана на год, получение разрешения от родителей (или лиц, представляющих интересы несовершеннолетних) на работу ребенка по программе.II этап – диагностический: очное или заочное знакомство с семьями подростков, социально-педагогическая и психологическая диагностика уровня осведомленности подростков в вопросах семьи и брака, а также их мотивы на создание собственной семьи в будущем. Выявление подростков, имеющих психологические проблемы, связанные с семьей (или ее отсутствием).III этап – практический: проведение с подростками цикла тренинговых групповых занятий, индивидуальных коррекционных или психотерапевтических занятий, разовых акций или продолжительных проектов, посвященных семье.IV этап – аналитический: анализ результативности реализации программы в течение года, перспективное планирование.Для специалистов, реализующих программу, необходимы регулярные консилиумы – обсуждение промежуточных результатов, супервизии – разборы сложных педагогических и психологических случаев, курсы повышения квалификации, самообразование. В результате реализации такой программы могут быть сформированы составляющие компетенции, необходимые для успешного супружества, родительства, родства в будущей самостоятельной семейной жизни. Основные из них таковы: ценностно-мотивационная, когнитивная, эмоциональная, операционально-деятельностная.Темы групповых тренинговых занятий и дополнительных мероприятий традиционны: предтечи человеческой семьи в биологическом мире; история и география человеческой семьи; понятие современной семьи, ее функции, стадии развития, варианты форм; половое воспитание (проводится раздельно для мальчиков и девочек) с целью ознакомления с анатомией, физиологией, гигиеной репродуктивной сферы человека; знакомство с моделями различных семейных ролей – возлюбленного, супруга, родителя, родственника; взаимоотношения в семье, в том числе конструктивное разрешение конфликтов; воспитание детей в семье; экономика семьи; юридические основы семейных отношений; ведение хозяйства; эстетика быта; семейный досуг.Надежда МАЛЕНКОВА, начальник отдела профилактики и преодоления семейного неблагополучия и социального сиротства МГПИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте