search
main
0

К реализации программы готовы

Сегодня все образовательные учреждения столицы приступили к реализации государственной программы Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», в том числе и Московский городской педагогический университет, который нынче готовится к проведению педагогического форума «Новый учитель для новой школы» 21-22 ноября 2011 г.

Московский городской педагогический университет на протяжении многих лет принимал непосредственное участие в формировании и научно-методическом сопровождении мероприятий целевых программ «Столичное образование». Полученные результаты нашли свое применение в деятельности столичных образовательных учреждений всех уровней – от дошкольных до профессиональных, реализующих основные и дополнительные образовательные программы. Объем научно-исследовательских работ, выполненных по программам «Столичное образование-4» и «Столичное образование-5», составил более 47 млн рублей. Специалисты (а их около 30 тысяч), подготовленные в университете, положительно зарекомендовали себя не только в системе образования, но и в других социально важных секторах экономики города. Это выпускники, работающие в сфере менеджмента и управления, социального и правового обеспечения, рекламы и связей с общественностью. Университет ведет обучение бакалавров и магистров по различным направлениям, которые принято называть классическими университетскими (филология и лингвистика, история, прикладная информатика и бизнес-информатика), и другим. Всего вуз имеет разрешение на подготовку кадров по 42 направлениям подготовки в рамках девяти укрупненных групп направлений подготовки (специальностей). Более тысячи аспирантов и соискателей степени кандидата и доктора наук, обучающихся в университете и проводящих научные исследования под руководством профессоров и доцентов университета, имеют возможность защиты диссертационных работ в двенадцати созданных при вузе диссертационных советах. Научные исследования по актуальным направлениям программы «Столичное образование» – одно из приоритетных направлений в деятельности университета в 2012-2016 годах. Университет подготовил и направил в Департамент образования предложения по реализации конкретных мероприятий программы. При их подготовке мы учитывали установленные программой подпрограммы (уровни) реализации (дошкольное образование, общее образование, начальное и среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование и управление качеством образования), а также ожидания заказчика по результатам реализации проектов. Это прежде всего обновление содержания и технологий образования в связи с внедрением ФГОС в систему общего и высшего профессионального образования, внедрение московского стандарта качества образования, образовательная и культурная интеграция мигрантов, создание широкого спектра гибких профессиональных образовательных программ, ориентированных на удовлетворение потребностей столичных работодателей в квалифицированных кадрах, создание реальных возможностей для академической мобильности преподавателей и обучающихся. Для решения поставленных задач программа предусматривает возможность выполнения комплексных исследований, охватывающих все или несколько уровней образования. В связи с этим при планировании выполнения мероприятий программы тематику исследований мы предложили объединить в сквозные темы, обеспечивающие преемственность и непрерывность по уровням образования. Такое объединение обеспечит возможность проведения комплексных исследований путем создания гибких форм организации научно-исследовательских и проектных работ: создание межкафедральных научно-исследовательских коллективов, объединение коллективов различных научных школ университета, создание межвузовских временных научных коллективов. Одно из направлений проекта московской городской программы «Столичное образование» предусматривает внедрение московского стандарта качества образования на основе лучших практик московских учреждений образования с учетом эффективного мирового опыта и передовых психолого-педагогических разработок. При подготовке предложений университета по реализации этого направления основной акцент сделан на обновление содержания и технологий обучения с учетом внедрения федеральных требований к структуре и содержанию программ дошкольного образования, ФГОС по всем уровням общего образования, ФГОС высшего профессионального образования. Для обеспечения реализации стандартов коллектив ученых Института гуманитарных наук совместно с лабораторией гуманитарного образования НИИСО проводит исследования по разработке интегрированной модели и методическому обеспечению обучения социально-гуманитарным дисциплинам учащихся старших классов общеобразовательной (профильной) школы (разработка примерных учебных программ, методические материалы для учителей, учебные материалы для учащихся). У научного коллектива есть опыт выполнения аналогичных работ, накопленный в том числе и при проведении региональных этапов олимпиад по истории и обществознанию. Эту работу мы предлагаем продолжить. Несколько структурных подразделений университета предложили темы, направленные на решение проблемы социализации детей и подростков: разработка и внедрение программ и технологий, обеспечивающих достижение учебной и личностной успешности дошкольников и школьников (Институт педагогики и психологии образования), обучение детей и подростков с ограниченными возможностями психофизического развития (Институт психологии, социологии и социальных отношений), разработка, апробация и внедрение системы индивидуального сопровождения деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (факультет специальной педагогики). Институт психологии, социологии и социальных отношений предложил также темы по разработке и внедрению модели психолого-педагогического и медико-правового сопровождения детей групп социального риска, развитию профессиональной компетентности педагогов в решении задач социализации безнадзорных детей и подростков в условиях мегаполиса. С 2010 года вузы приступили к массовой реализации четырехлетних программ подготовки бакалавров. При этом новый образовательный стандарт не предусматривает проведение педагогической практики в том же объеме и по тем же программам, что при пятилетней подготовке специалиста. Известно также, что руководством страны поставлена отдельная задача по привлечению в школу учителей, имеющих базовое непедагогическое образование, например выпускников непедагогических факультетов классических и других университетов. Очевидно, что для их эффективной работы в образовательных учреждениях необходимо освоение педагогических навыков, методик обучения, знаний психологии, в том числе возрастной. Подготовку таких специалистов можно было бы осуществить не только через педагогическую или психолого-педагогическую магистратуру, но и через педагогическую интернатуру в период начала педагогической деятельности выпускника. Однако неоднократные предложения вузов о создании педагогической интернатуры не нашли своего отражения в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В связи с этим мы предлагаем предусмотреть в комплексе мероприятий организационные и финансовые возможности для проведения педагогической стажировки выпускников-бакалавров и магистров, не имеющих педагогического образования, в течение первого года работы в образовательном учреждении. Для этих целей могли бы использоваться стажировочные площадки, организованные на базе образовательных учреждений города. Московское образование не может оставаться в стороне от процессов интеграции в европейское и мировое образовательное пространство. Подписанные Россией Болонская, Копенгагенская декларации, другие международные акты требуют от образования более серьезных подходов к изучению иностранных языков, прежде всего в общеобразовательных учреждениях. Одно из основных препятствий в академических обменах – плохое знание иностранного языка. Ученые Института иностранных языков университета начали разработку паспорта стандарта качества изучения иностранных языков для общеобразовательных учреждений Москвы. На наш взгляд, в случае успешной апробации паспорта его внедрение в практику работы общеобразовательных учреждений будет способствовать повышению качества освоения иностранных языков московскими школьниками. Ученые этого института предлагают разработать и апробировать курс делового иностранного языка для подготовки государственных гражданских служащих города Москвы к профессиональному общению на международном уровне. Одна из немаловажных проблем образовательного пространства Москвы заключается в поликультурных особенностях мегаполиса, наличии значительных миграционных процессов, необходимости создания условий для работы с детьми, для которых русский язык неродной. В этой связи мы предлагаем сформировать комплексную систему по адаптации в московской образовательной среде детей-мигрантов. По этому направлению Институт педагогики и психологии образования предложил разработать программы, учебно-методические материалы для развития речи, обучения детей русскому языку в начальной школе. Институт гуманитарных наук готов к созданию учебных пособий, научно-методических трудов и иных материалов для преподавателей русского языка как неродного, адаптированных учебных пособий по русской истории и культуре для детей мигрантов в общей (средней) школе и к разработке программ повышения квалификации для учителей, реализующих данные программы. Кроме того, Институт психологии, социологии и социальных отношений планирует проведение работ по разработке и внедрению современных психологических методик интеграции детей мигрантов в городскую культуру и освоения ими русского языка. Программа «Столичное образование» предусматривает мероприятия по развитию кадрового потенциала образовательных учреждений. Мы предлагаем провести комплексное исследование по мониторингу потребностей образовательных учреждений разного уровня в педагогических кадрах. В нем примут участие Научно-исследовательский институт столичного образования и Институт математики и информатики. Результаты исследования могут стать основой для формирования городского заказа на подготовку педагогов и других специалистов для системы образования. На наш взгляд, необходимо также организовать комплексные исследования по проблемам закрепления и профессионального обустройства выпускников по полученной в вузе специальности в организациях и учреждениях столицы, разработке мер их поддержки и социальной адаптации. Выполнение таких исследований предложили Институт математики и информатики, Научно-исследовательский институт столичного образования, Институт иностранных языков, факультет специальной педагогики. В контексте реализации той же задачи университет начал разработку моделей центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций и экспертно-методического центра в сфере педагогического образования. Исследования выполняются в рамках федеральной целевой программы развития образования, они будут проводиться в течение трех лет, а их стоимость составит 28 млн рублей. В исследованиях принимают участие ученые Института педагогики и психологии образования, Института иностранных языков, Института психологии, социологии и социальных отношений, Института дополнительного образования. Результаты проекта должны обеспечить объективную оценку профессиональных квалификаций работников образовательной сферы, в том числе с использованием автоматизированной системы оценки. Разработка проекта и апробация его результатов потребуют не только объединения усилий структурных подразделений внутри университета, но и взаимодействия университета с другими высшими учебными заведениями. Наш университет готов принять участие и в выполнении мероприятий программы, направленных на развитие сети образовательных учреждений. Мы предлагаем выполнение тем, среди которых создание общедоступной базы научно-методических знаний (экспертных систем) по инклюзивному и специальному образованию для родителей и работников образовательных учреждений (Научно-исследовательский институт столичного образования), разработка и апробация формы сетевого взаимодействия школ, колледжей, вузов для реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся (Институт педагогики и психологии образования). Институт педагогики и психологии образования предлагает также разработать и апробировать организационные технологии взаимодействия субъектов управленческой деятельности образовательных учреждений. Не только перечисленные, но и другие предложения институтов, факультетов и кафедр университета будут учтены при составлении плана научно-исследовательской работы университета на 2012 год. При этом предполагается изменить ранее существовавший подход к его формированию. План должен предусматривать проведение комплексных исследований, определять последовательность действий, обеспечивающую логический переход от одного вида работ к другому, достижение конкретных результатов в выполнении задач программы. Мы предлагаем планировать три этапа реализации проектов: разработка, апробация через комплекс мероприятий (мастер-классы, семинары) и систему стажировочных площадок, внедрение результатов в деятельность образовательных учреждений. Необходимый элемент реализации программы – проведение мониторинга ее выполнения и оценки влияния полученных результатов на образовательную практику. Виктор РЯБОВ, ректор МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте