search
main
0

К победе без проигравших. Классный час – Тема «Поведение в конфликтной ситуации»

В 6-х, 8-х, 11-х классах гимназии №23 был проведен опрос. Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что дети недостаточно хорошо умеют разрешать конфликты конструктивным путем. Достаточно высок процент приспособления как способа регулирования разногласий.

Это говорит о том, что дети данной категории не заботятся о решении проблемы, не имеют желания блокировать другого человека или доминировать над оппонентом.

Возможно, нежелание учащихся участвовать в конфликте, отстаивать свою цель первоначально идет из семьи. Они подавляются авторитетом своих родителей, приспосабливаются к ситуации. Следовательно, очень важно научить не только ребят конструктивному решению конфликтных ситуаций, но и их родителей. Сегодняшние школьники завтра станут полноправными гражданами нашего государства. И будущее нашей страны зависит от них; от того, насколько они будут активны.

Модуль «Поведение в конфликтной ситуации: умения и ценности» включает в себя методические рекомендации классным руководителям для работы с классными коллективами над проблемой поведения детей в конфликтной ситуации:

1. «Конфликт как социальное явление» – вводная часть.

2. «Шесть шагов к победе без проигравших» (классный час) – 2-3 часа.

3. «Примирение через сотрудничество» (классный час) – 1-2 часа.

4. «Примирение через аффирмацию» (классный час).

5. «Как вы живете во время конфликта?» (классный час) – 2-3 часа.

В предлагаемом модуле раскрываются такие общественно важные понятия, как толерантность, конфликт, примирение, сотрудничество, аффирмация. Целью и задачами данного модуля являются:

воспитание детей социально и эмоционально грамотными людьми, понимающими, что они несут определенную долю ответственности за происходящее в мире;

формирование у них умений решать конфликты, развитие миротворческих способностей у детей младшего и среднего школьного возраста;

учить учащихся выражать свою точку зрения и выслушивать противоположные мнения участвующих в конфликте сторон;

формировать умение решать проблему с помощью сверстников, выступающих в роли посредников-миротворцев. У детей должны быть сформированы знания: что такое конфликт, причины возникновения конфликта, способы его решения; умения: анализировать конфликтные ситуации, выступать в роли посредников-миротворцев, подбирать решения, которые удовлетворяли бы обе стороны; навыки: конструктивного разрешения конфликтов.

Многообразие человеческой природы сейчас открыто признается даже внутри гармонично интегрированного дружественного сообщества. Его все чаще считают источником различий во взглядах, мнениях и ценностях, что ведет к серьезным противоречиям и конфликтам. Толерантность означает способность позитивно взаимодействовать со всеми формами различий до тех пор, пока они не унижают человеческое достоинство и не наносят вред благосостоянию других людей. Это значит, что даже при наличии серьезных и глубоких различий между группами надо вести дело так, чтобы уважать достоинство оппонентов и не навредить им. Именно такое умение вести себя в конфликтной ситуации, особенно если преследуются различные цели, чрезвычайно важно для развития и сохранения дружественных сообществ.

Однако невозможно существовать без определенных противоречий. Ведь на самом деле поиск определенных эффективных путей для достижения позитивных целей, необходимых для выживания и здоровья сообществ и культур, обязательно сопровождается регулярными конфликтами. Можно сказать, что это условие жизни. Большинство сталкивается с конфликтами как непосредственно, в собственной жизни, так и косвенно, наблюдая их в жизни других людей. Масштабы их бывают любые: от выяснения отношений между отдельными людьми до крупных вооруженных столкновений и разрушительных войн. Последствия тоже разнообразны: они могут привести к конструктивному разрешению сложной ситуации, а могут принести огромный, иногда непоправимый вред людям, а также материальным и природным ресурсам всей земли. Разница между конструктивным и деструктивным конфликтом определяется двумя основными факторами: стремление не причинить вреда другим людям, равно как и общим ресурсам и окружающей среде, и, что еще более важно, умение вести себя в такой ситуации. Из чего следует, что обучение должно быть направлено на развитие ненасильственных форм поведения, основанных на отношении к жизни как к высшей человеческой ценности, и на воспитание способности и умения конструктивно относиться к конфликту.

Деструктивный конфликт – это самая серьезная проблема современного мира, поскольку он чреват разрушениями и оказывается препятствием на пути решения других мировых проблем. Конфликт – это нормальная часть жизни, которая не должна быть разрушительной или насильственной. Насилие не является нормальным условием жизни.

Граждане должны уметь вести гражданские диспуты, оспаривать противоречивые позиции так, чтобы выяснять различия и открывать возможности согласия. И, конечно, все время необходимо обращаться к оппонентам вежливо, с уважением, чтобы не разрушить отношения с теми, кто и дальше будет жить в этом сообществе. В наше время это относится одинаково как к местным сообществам, так и к миру в целом.

Граждане должны уметь вступать в активный ненасильственный конфликт, часто с более мощными силами, чтобы устранить возникшие противоречия, преодолеть несправедливость, не проходя при этом через повторяющиеся взрывы насилия, сопровождающиеся местью. Граждане в своих личных отношениях и в процессе исполнения общественных обязанностей должны знать, как конструктивно вести себя во время конфликта, как завершать его справедливо и без насилия, как примирять противостоящие стороны.

Существует много подходов к разумному, ненасильственному решению конфликтов. Если обучение поведению в конфликтной ситуации станет обязательным для всех уровней обучения в школе, то мы можем быть уверены, что все наши выпускники будут обладать хотя бы элементарными навыками конструктивно разрешать конфликты. Не говоря уже о том, что некоторые смогут решать свои конфликты и помогать это делать другим на основе альтернативных вариантов.

С целью управления конфликтной ситуацией необходимо определить, какие формы поведения характерны для индивидуумов, какие из них являются наиболее продуктивными, какие – деструктивными.

В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения – это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов.

К.Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

а) соревнование (соперничество), наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

б) приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;

в) компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок;

г) уход от конфликта (уклонение), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

д) сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Наиболее конструктивный подход к конфликту – добиваться победы на двоих, когда все заинтересованные стороны в процессе достижения своих целей удовлетворены полученной и достаточной для них долей, когда никто не рассматривает себя как жертву или проигравшую сторону. Таким образом, можно действительно завершить конфликт; становится возможным примирение и восстановление испорченных отношений и даже разрушенных сообществ. Мастерство и умение, требующиеся для действий, ведущих к победе на двоих, повышают уровень терпимости и создают возможность, когда толерантность может привести к развитию взаимовыгодных отношений на более высокий уровень.

Одним из наиболее распространенных подходов, которому обучают школьников всех возрастов, является «процесс шести шагов», разработанный и представленный в различных формах. Предлагаемый вариант предназначается для детей младшего школьного возраста в разрешении ими личных конфликтов, но может быть адаптирован и на более старший возраст. Он представлен как серия вопросов, которые учитель может перефразировать, чтобы они подходили для детей с определенным уровнем развития.

Шаг 1. Что меня привело к конфликту? Что хочет человек, с которым у меня конфликт?

Шаг 2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы что-то разное происходило одновременно? Например, спорим ли мы из-за футбольного мяча или же из-за того, в какую игру играть во время перемены или какую смотреть телевизионную программу?

Шаг 3. Могу ли я придумать решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько мы их можем придумать вместе с моим противником? Сколько таких решений нам могут подсказать одноклассники?

Шаг 4. Какое из этих решений самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

Шаг 5. Какие решения наиболее приемлемы для нас обоих? С каким из них мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

Шаг 6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись?

Эти вопросы полезно задать детям вскоре после того, как учитель или другие ученики вмешаются в конфликт и попытаются его остановить – будь то драка, ссора, ругань или что-то еще. С помощью предлагаемых ниже действий учитель может привлечь конфликтующих учеников к обсуждению конфликта и затем вовлечь в обсуждение весь класс.

Этап 1

Дайте ссорящимся ученикам время, чтобы остыть.

Затем попросите их коротко побеседовать с вами, чтобы посмотреть, не можете ли вы помочь им в решение проблемы. Не просите их давать объяснения или рассказывать, что произошло. Отметьте просто, что между ними произошел конфликт и класс хочет, чтобы он был разрешен.

После этого объясните, что существует много способов решения конфликта. И один из них заключается в том, чтобы определить суть проблемы, затем придумать как можно больше способов ее решения, представить, что случится, если применить некоторые из них, а затем выбрать то, которое удовлетворит всех участников спора.

Раздайте участникам листы с вопросами. Прочтите и обсудите их, чтобы убедиться, что они поняты детьми.

Каждый из них должен пообещать воздержаться от ссоры в «период раздумий». Если им для этого нужно находиться подальше друг от друга, их следует развести по разным помещениям.

Предложите им подумать над вопросами и возможными ответами. Кроме того, попросите их придумать как можно больше вариантов решения проблемы, которые можно будет обсудить во время следующей беседы (после обеда, в конце дня или на следующий день).

Встретьтесь с ними еще раз. Попросите каждого ответить на первые два вопроса, чтобы выяснить, что вызвало конфликт.

Попросите каждого дать несколько вариантов решений. Попросите каждого сказать, есть ли среди предложенных противником решений такие, которые можно попробовать, и дайте им определить, с чего можно начать. Объясните, что процесс поиска решений называется переговорами.

Если они сами не могут назвать несколько решений или хотя бы одно, спросите, согласны ли они, чтобы класс или вы выступили в роли «арбитра», то есть сделайте так, чтобы они продолжили поиск решений. «Арбитраж» – это процесс принятия решений, при котором конфликтующие стороны соглашаются подчиниться решению, принятому теми, кого они уважают. А может быть, они хотят, чтобы вы или кто-то из учеников, или группа помогли им принять решение? Объясните, что подобного рода помощь называется посредничеством, а люди, которые помогают конфликтующим сторонам прийти к соглашению, – это посредники.

Скажите детям, что какое бы ни было принято решение, они должны стараться его соблюдать. Если этого не произойдет, нужно будет попробовать другие, и так до тех пор, пока не будет найдено то, которое подойдет. Если они попробуют соблюдать обоюдную договоренность и это не получится, то нужно прибегнуть к посредничеству или арбитражу, возможно, что и к тому, и к другому. В любом случае они не смогут быть вместе до тех пор, пока не придут к согласию.

Этап 2

Если дети, между которыми было разногласие, хотят поделиться своим опытом с классом, попросите их сделать это. Пусть они познакомят товарищей с «процессом шести шагов».

Предложите детям создать команду посредников или арбитражную комиссию, которые помогали бы им в устранении разногласий. Спросите, есть ли добровольцы. Если их окажется слишком много, предложите ротационную схему, чтобы ученики могли быть членами команды и комиссии по очереди. Будет хорошо, если они поочередно побывают и там, и там.

Объясните им суть трех процессов: переговоров (стороны сами приходят к решению), посредничества (стороны приходят к решению с помощью третьего лица), арбитража (стороны по предварительной договоренности соглашаются выполнить решение, принимаемое третьим лицом).

Периодически проводите «собрания по развитию сообщества», во время которых будете узнавать, действуют ли договоренности, и обсуждать новые проблемы, которые можно решить сообща.

Нетерпимость является преградой к конструктивному поведению во время конфликта и эффективному примирению после того, как он разрешен. Это относится как к межличностным, так и к межгрупповым конфликтам, в том числе к войнам и серьезным нарушениям прав человека. В постконфликтной ситуации только при наличии толерантности можно признать ответственность за причиненный ущерб, согласиться на компенсации и репарации, простить или амнистировать.

Подчеркните, что это очень трудная задача, для выполнения которой необходимо признать свою ответственность за содеянное, возместить ущерб и примириться друг с другом. Обратите внимание детей на то, что в странах, где люди не стремятся к примирению, конфликты могут возобновляться, а это влечет за собой новое насилие и войны.

Занятия с детьми

1. Разделите учеников на группы по 5-6 человек и попросите их вспомнить конфликты или драки, которые недавно происходили между ними, в классе или во дворе дома.

Кто участвовал в конфликте?

Чем закончился конфликт? Был ли у него хороший конец?

2. Попросите группы рассказать о конфликтах, которые они вспомнили, и выбрать тот, который закончился плохо, с тем, чтобы совместно обсудить услышанное.

Почему конфликт закончился плохо?

Что случилось после того, как конфликт закончился?

Что могло бы стать для него хорошим концом?

3. Затем обсудите варианты «хороших концов» и остановитесь на одном из них, чтобы поговорить о терпимости и примирении. Объясните детям, что быть терпимым – значит признавать права других людей и не мешать им быть самими собой. Попросите их прийти к общему мнению по следующим вопросам:

Почему нужно проявлять толерантность после окончания конфликта? Как люди выражают толерантное отношение после драки или ссоры?

Что нужно делать после разрешения конфликта? Кто должен взять на себя ответственность за конфликт? Как они должны это сделать? Попросите детей подумать о том, кто должен прощать. Что нужно простить? Как могут примириться участники конфликта?

Какие совместные действия им следует предпринять, чтобы снова стать друзьями? Попросите детей дать свои варианты и расскажите им, как вчерашние противники могут работать вместе. Как их сотрудничество отразится на всем классе?

4. Возьмите реальный конфликт, недавно случившийся в классе. С согласия участвующих в нем детей попросите ребят обсудить каждый из следующих вопросов.

Они оба извинились и простили друг друга?

Как они себя чувствовали после этого? Признал ли каждый из них, что обидел другого или нанес ему вред? Было ли ими что-нибудь сделано, чтобы ликвидировать этот вред? Что каждый из них мог сделать, чтобы компенсировать испорченное настроение?

Что они могут сделать вместе сейчас, чтобы узнать друг друга получше и попытаться быть друзьями?

Примечание

При планировании совместных действий важно выбрать такие, от которых выигрывает весь класс, например, собрать в конце урока тетради или убрать на место наглядные пособия. Другим видом задания может быть что-то взаимовыгодное для бывших противников, например, помощь друг другу при выполнении уроков или еще что-то в этом роде, способствующее укреплению между детьми хороших отношений.

Чувство собственного достоинства – это черта, необходимая для воспитания уважения к другим и развития черт, свойственных терпимому человеку. Чувство собственного достоинства также необходимо человеку для примирения, поскольку оно предполагает принятие на себя ответственности за нанесение вреда и прощение тех, кто нанес вред. Учителя должны помнить, что основная цель и назначение обучения конструктивному подходу к конфликту, примирению и миротворчеству – это развитие способности отвечать за собственные действия, совершенные от имени сообщества, будь то класс или весь мир.

Исходя из этого, учителя не должны допускать, чтобы ученики чувствовали себя виноватыми. Чувство вины разъедает самоуважение и мешает примирению. Не следует также потакать ребятам, если они обвиняют друг друга. Нужно побудить тех, кто причинил кому-то вред, признать это и раскаяться, а тех, кому вред был причинен, были способны искренне простить обидчика, если тот взял ответственность на себя и компенсировал потерю. Важно, чтобы свою вину признали все участвующие в конфликте стороны. Часто очень непросто определить, кто обидчик, а кто обиженный, поскольку обычно виноваты бывают все. Дети, как и взрослые, должны понимать, что искренне миротворчество ведет к справедливому решению. Справедливость требует ответственности, раскаяния, компенсации, но не кары. Лучше вылечить и восстановить взаимоотношения. Месть и наказание вновь и вновь приводят к насилию и конфликтам. С ними можно покончить только путем примирения.

Люди с развитым чувством собственного достоинства, как правило, более способны признавать свою вину, прощать и примиряться, равно как и быть терпимыми и уважать других. Поскольку самоуважение можно воспитать через аффирмацию, то процесс примирения тоже можно провести через аффирмацию. (Аффирмация (англ. Affirmation – заявление, заверение; утверждение, подтверждение, юр. торжественное заявление) в современной политической или социальной практике – действие или словесное выражение, направленные на подтверждение полноправного статуса человека).

1. Педагог или ученики из числа посредников встречаются с учениками, недавно разрешившими конфликт, и предлагают им помощь в примирении и установлении хороших отношений.

2. Участники конфликта должны вспомнить о бывших оппонентах что-то хорошее.

3. На третий день они должны обменяться двумя положительными, аффирмативными высказываниями.

4. На четвертый день дети должны встретиться и обменяться аффирмациями.

5. На пятый день они могут рассказать посредникам, как, по их мнению, идет примирение, и вместе с ними обсудить, нужно ли им продолжать процесс.

6. Если оба участника согласны, в процессе примирения может участвовать весь класс. Во время аффирмационных встреч каждый ученик говорит что-то хорошее о примиряющихся одноклассниках.

Очень хорошо, если учителя будут проводить аффирмационные собрания регулярно для того, чтобы каждый ученик услышал хорошее от своих одноклассников и почувствовал, что его ценят как члена общества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте