Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

К инклюзивному образованию надо готовиться особенно серьезно

УГ - Москва, №30 от 23 июля 2013. Читать номер
Автор:

​От того, как будет устроена школьная действительность, во многом зависит успешность получения в дальнейшем профессионального образования, профессиональной деятельности и жизни. Поэтому не зря в настоящее время так много говорят о проблемах школы и школьного образования, активно обсуждают пути их решения, которые видят в переходе к так называемой новой школе.

1 сентября 2011 года в России начали действовать образовательные стандарты нового образца общего (начального) образования – стандарты второго поколения, где одной из главных целей образования становится формирование у ребенка умения самостоятельно учиться. Основным вопросом внедрения стандартов остается проблема учителя, который будет преподавать по-новому: вести с детьми проекты, разрабатывать творческие программы уроков, развивая личность ученика, поскольку в настоящее время большинство учителей начальных классов не имеют высшего образования, их средний возраст составляет 45 лет, они не владеют компьютерными технологиями, с помощью которых призваны обучать первоклассников. Идея повсеместного внедрения инклюзивного (или включенного) образования также предъявляет свои требования к компетенциям «учителя второго поколения».ЮНЕСКО определило в 2005 году инклюзивное образование как «процесс учета и удовлетворения разнообразных потребностей всех учащихся через расширение доступа к обучению, культурам и жизни общин и сокращение уровня исключительности внутри системы образования и из системы образования. Это ведет к изменениям и модернизации содержания, подходов, структур и стратегий при обеспечении единства взглядов на всех детей соответствующей возрастной группы и убежденности в том, что ответственность за обучение всех детей несет государство». Таким образом, для успешной педагогической деятельности в структуре инклюзивного образования абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки, зачастую педагоги общеобразовательных школ категорически не хотят заниматься обучением детей даже с легкими нарушениями развития, мотивируя это отсутствием знаний методов работы с такими учениками. «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя», – писал в начале ХХ в. известный немецкий педагог-дефектолог П.Шуман. Какой же квалификацией и какими компетенциями должен обладать учитель, который будет способен реализовать принципиально новые профессиональные задачи? Новая школа потребует новых учителей, владеющих современными педагогическими технологиями, знающих возрастные и индивидуальные особенности детей, умеющих видеть и развивать одаренность, способных повышать свой профессиональный уровень. Это значит, что учитель  есть первый ученик, сам находящийся в непрестанном учении, кропотливый, чуткий, креативный, постоянно занимающийся своим самообразованием.Профессиональная деятельность педагога инклюзивного образования выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами «неучительской» деятельности, будучи направленной к одной цели – содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.Немного найдется профессий, результаты деятельности которых приравнивались бы к чуду, когда, словно по волшебству, отступают трагизм и безысходность жизненной перспективы для ребенка и его семьи, когда ребенок может жить нормальной детской жизнью – играть и учиться, общаться с родителями и дружить со сверстниками, выступать на школьной сцене, мастерить и рисовать, готовится быть взрослым, нужным своей стране человеком наравне со здоровым сверстниками.В настоящее время в области инклюзивного (специального образования) в России работают около 180 тысяч человек, однако лишь менее 30% из них имеет специальное образование, то есть менее 60 тысяч (для сравнения: в европейских странах и США 95-98% работающих с детьми с особыми образовательными потребностями имеют диплом педагога-дефектолога).Стране необходима национальная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей для инклюзивного образования. Жизненно необходимо по примеру западноевропейской системы педагогического образования помимо программ подготовки специальных психологов и педагогов в университетах и колледжах осуществлять обязательную подготовку педагога общеобразовательного учреждения по специальной педагогике, которую должен пройти каждый будущий учитель и воспитатель. Все уже практикующие педагоги должны прослушать курсы подготовки специалистов инклюзивного образования. Приобретение этих педагогических компетенций позволит им работать с разными категориями лиц, имеющими отклонения в развитии, начиная с дошкольного возраста и заканчивая социально-педагогической работой со взрослыми. Подготовка таких кадров – сложная и кропотливая работа. Однако некоторые шаги уже делают в этом направлении, например, в МИРО разрабатывают программы подготовки и переподготовки педагогических и инженерно-технических кадров образовательных организаций, работающих с лицами с ограниченными возможностями здоровья.«Педагог  творит личность, индивидуальность, и в конечном счете будущее человека! Внешне роль школьного педагога скромна, ее результаты сказываются нескоро, но как в действительности велико общественное значение его труда», – говорил Константин Ушинский, и трудно с ним не согласиться.Юлия САЧКО, младший научный сотрудник МИРО


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту