Ровно через пять дней после окончания в Челябинске конкурса «Учитель года России-2006» «пятнашку» финалистов принял в Кремле Президент России Владимир ПУТИН.
У нас канат не тянут
За это время учителя едва успели доехать до дома, принять поздравления и оказаться в Москве. Андрей УСПЕНСКИЙ, учитель русского языка и литературы из города Череповец Вологодской области, прибыл домой в 1.30 ночи, поужинал, подзарядил телефон, поспал час, и в 6.30 утра машина отвезла его в аэропорт. Сергея БУКИНИЧА, историка из Санкт-Петербурга больше всего ждали дети, они написали огромный поздравительный плакат, надули воздушные шарики, купили цветы и детское шампанское. Премию (20000 рублей) вручил Игорю АПОЛЬСКОМУ, словеснику из Ростовской области, Николай РЯБЦЕВ, глава администрации Песчанокопского района. Ольгу КОВАЛЕВУ, филолога из Тюмени, пригласили 5 октября на прием к губернатору: «Извините, – сказала Ольга Анатольевна, – но я не могу, потому что еду к президенту». Зато Екатерине УБА, тоже филологу, но из Ульяновской
области, удалось встретиться со своим губернатором Сергеем МОРОЗОВЫМ, который вручил ей ключи от новеньких «жигулей», подарил серебряное кольцо с симбирцитом и от имени области сделал предложение остаться.
Чтобы отвечать мировому уровню и избранному Россией инновационному пути развития, школе нужны яркие новаторские идеи и педагоги, такие как нынешние победители. Пожалуй, это было главным в обращении Владимира Путина к учителям, собравшимся в Зале ордена Святой Екатерины Большого Кремлевского дворца.
За 17 лет конкурсного движения это шестой прием в Кремле. Дважды Михаил Горбачев вручал «Хрустального пеликана» первым победителям, в 1995-м «пятнашку» приветствовал Борис Ельцин. Владимир Путин принимал финалистов в 2000 и 2002 годах. На этой третьей по счету встрече он не только поздравил учителей, но и обсудил ряд педагогических тем о том, например, как проходил конкурс и нужно ли что-то в нем менять. Для Екатерины Уба финал в Челябинске – это «возможность реализовать самые смелые идеи, проверить себя и то, что делают в твоем регионе и рядом с тобой. «Учитель года» – это не только повышение квалификации и педагогического мастерства, но и возможность принять участие в решении очень важных вопросов».
– А конкурс как проходит? – переспросил Владимир Путин. – Когда канат перетягивают – понятно. Одна команда тянет в одну сторону, другая – в другую. Кто перетащил, тот и победил.
– У нас канат не тянут, – ответила Уба.
А Игорь Апольский подробно рассказал о том, как напряженно проходил финал конкурса и посоветовал ничего не менять в нем.
«Детский КЗоТ»
По мнению президента, само время диктует необходимость уделить особое внимание подготовке педагогических кадров: недостаточно просто знать школьную программу и в формальном режиме доносить ее до учеников, что-то здесь нужно менять.
– Учитель не просто профессия, – продолжил президент, – это человек, который должен быть тонким знатоком детской души.
– Нужно получить серьезную педагогическую подготовку, – вступила в диалог Ольга Ковалева, – овладеть психологией, основами дидактики, увеличить сроки педагогической практики, а затем специализироваться в предметной области.
– То есть стать вначале специалистом по ребенку? – уточнил Владимир Владимирович.
Поддержав Ковалеву, он выслушал и других конкурсантов:
– Государственные университеты дают достаточный фундамент для педагогической деятельности, – утверждает Елена Резчикова, историк из Углича.
– Тот и другой путь возможен, – включился в дискуссию Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ, – но главное – качество педагогического образования.
Сохранять ли малочисленные сельские школы, где учитель ведет почти все предметы, к тому же в разных классах? Или все-таки закрывать неперспективные и создавать более крупные образовательные центры, обеспечивая доставку детей, комфортные условия и в первую очередь качество обучения? Биолог из Тулы Татьяна Максимова и Елена Резчикова за то, чтобы находить пути сохранения школы как источника культуры, а значит, жизни села. Владимир Путин не возражал, но уточнил: «Сохранять в том случае, если нет очевидных противоречий с качеством подготовки и знаний».
Серьезно задуматься о здоровье детей, о том, что их нагрузка превышает все мыслимые нормы КЗоТа, предложил Сергей Букинич. Его идея объединить нацпроекты «Образование», «Здоровье» и «Доступное жилье» понравилась президенту. Владимир Путин предложил Минобрнауки подумать о «детском КЗоТе», который должен стать законом для обязательного исполнения.
– Современные методики учат учить, – продолжил Владимир Путин. – Все выучить, тем более наизусть, невозможно. У меня такое впечатление, что у нас иногда по старинке хотят заставить выучить программу от первой буквы до последней. Но в современном мире, сверхинформационном, нужно понимать, что человеку, а тем более ребенку, сделать это практически невозможно.
Фотосессия
– Владимир Владимирович, – обратился Андрей Фурсенко. – Мы знаем, что время у вас ограничено, но была у педагогов одна просьба – сфотографироваться на память.
– Это самое простое, – пошутил Владимир Путин. – Но перед тем как мы перейдем к фотосессии, я хотел бы поздравить вас с Днем учителя. И констатировать, что мы все гордимся системой образования. Мы говорили о проблемах. Их много. Их вообще везде много. И в нашей стране, и за рубежом. Но мы знаем, что российское образование имеет глубокие корни, основанные на лучших традициях российской и международной науки. Наши преподаватели – это люди, преданные своей профессии. То, что мы сегодня так откровенно и предметно обсуждали проблемы, говорит о том, что мы в состоянии их решить и знаем, по каким направлениям нужно двигаться. Но самые главные гарантии того, что мы эти проблемы решим, – наш учительский корпус. Я хочу всех присутствующих финалистов конкурса и учителей России поздравить с профессиональным праздником и пожелать успехов!
Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
День учителя они встречали вместе. В Кремле
– , – ответила Уба.
Комментарии