Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

К доске – за счастьем. Особенности работы с мальчиками на уроках русского языка и литературы в 5-6-х классах

Учительская газета, №46 от 13 ноября 2012. Читать номер
Автор:

Кадровый состав кадетских корпусов пополняется за счет учителей, пришедших из других образовательных учреждений или только что окончивших вуз. Первая группа превалирует, то есть к нам приходят учителя, которые считают, что ничего особенного в работе с мальчиками нет. Обеим группам педагогов полезно учитывать следующие особенности младшего кадетского возраста.

МальчикиУ большинства мальчиков (до 12 лет) более развито правое полушарие, обеспечивающее склонность к творчеству, конкретно-образному характеру познавательных процессов, отвечающее за распознавание и анализ зрительных и музыкальных образов, форм и структуры предметов, за сознательную ориентацию в пространстве, что позволяет мыслить абстрактно, формируя понятия, образы.С психологической стороны у большинства мальчиков преобладает эмоциональная сдержанность, взаимоотношения с людьми поверхностные, конкретные. Мальчики тяготеют к широкому кругу общения.Мальчики привлекают внимание противоположного пола логикой суждений, физической ловкостью и смелостью, мастерством в практических делах.Мальчики предпочитают дух соревновательности и справедливой спортивной борьбы.ДевочкиУ большинства девочек (до 12 лет) более развито левое полушарие, обеспечивающее склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов, оперирующее словами, условными знаками и символами, отвечающее за регуляцию речи, письма, логического мышления.Внимание большинства девочек привлекают сам человек, его внутренний мир, проблемы человеческих взаимоотношений, ядро их самосознания определяется межличностными отношениями. В дружбе у девочек доминируют диады и триады, которые закрыты для посторонних.У девочек способ обращения на себя внимания – кокетство. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.Изучив всевозможную литературу по данному вопросу в целом, опираясь на «Модель кадетского образования», выявила для себя примерно пять лет назад следующие непременные условия хорошего урока, внеклассного занятия:1. У мальчиков должен быть подвижный образ жизни.2. Мальчики на первом этапе должны жить в жесткой системе требований, норм и правил.3. Для мальчиков необходима организация разнообразных видов деятельности состязательного и творческого характера.4. Для мальчиков важны порядок и четкая организация.Игровые технологии в 5-6-х классах, опирающиеся на соревновательные и творческие потребности мальчиков, в совокупности с детским самоуправлением как нельзя лучше подходят для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы и ее поддержания в дальнейшем. Для оптимизации процесса адаптации учащихся к условиям кадетского корпуса в нашем учреждении в начале учебного года проходят психолого-педагогические консилиумы, на которых психологи представляют результаты исследования новобранцев, воспитатели и учителя, работающие в этих классах, делятся своими наблюдениями, все это очень помогает в работе с пятиклассниками, повышает ее эффективность.Видя, что многие пятиклассники испытывают страхи (и их можно понять: новый коллектив, новые учителя), я пришла к необходимости изменения форм проверки теоретических знаний, а также применения элементов арт-терапии для создания положительного эмоционального настроя в классе, отношений принятия, эмпатии. Использую такие приемы, как консультанты на уроке, взаимопроверка, тихий опрос у доски, опрос пяти, «кто больше?». Особенно любим детьми последний: при обобщении пройденного материала вопросы задаются всему классу, кадеты сидят на своих местах (у доски им бывает страшновато), каждый ответивший правильно получает 1 пазл/балл, в конце урока эти баллы складываются в оценку, причем выставляются только «4» и «5». Постепенно ребята начинают настолько уверенно себя чувствовать во время опроса, что страх ответа у доски пропадает.Способствуют этому также проводимые в системе игры, где формируются лидерские качества, коммуникативные, информационные, организаторские, рефлексивные навыки и способы деятельности, логические операции. В основе любой игры лежит дух состязания, соперничества, кроме того, игра – это способ познания ребенком мира взрослых, она обеспечивает ему безопасность, простор, необходимый для оформления и проявления внутреннего мира, его потенциала.Одно из моих педагогических изобретений – желтая карточка. Она клеится на доску под номером той команды, которая мешает другим работать. Все мои ученики знают, что в конце урока она снимается, если группа нарушителей спокойствия исправилась и кардинально поменяла свой стиль работы, в противном случае оценка команде за урок будет снижена. На каждой игре есть помощник, в его роли (почетной для ребят) за год успевает побывать каждый, некоторые из этапов он проводит сам, а также фиксирует и подсчитывает итоговое количество баллов.Во время игры группа обязательно проводит физминутку или зарядку для глаз (в случае если на уроке много двигались). Физорг каждый раз новый, таким образом, все учащиеся пробуют себя и в этой роли.Когда представители от группы выходят к доске для защиты, например, творческой работы, их лица так и светятся счастьем. А какая образцово-показательная тишина стоит, когда дети рисуют или лепят, с каким удовольствием они это делают!Давно использую рисование на уроках русского языка и литературы для формирования образного мышления, а также словесное рисование. Ребятам гораздо легче находить средства выразительности в художественном тексте и определять их, если они умеют создавать эти средства сами. Для этого подходят прогулки в лес – с пятиклассниками мы выходим на природу три раза в год: осенью, зимой и летом. Мы с ребятами не только любуемся пейзажами, дышим, слушаем, но и описываем все это, подбираем эпитеты, находим сравнения (так, например, покрытый инеем куст сирени похож на «хвост павлина», «веер», «блюдо хворост, которое делает бабушка» и т. д.), придумываем сказки. Потом рождаются сочинения. Вот отрывок из одного: «Возле небольшого водоема растет куст. Галина Валерьевна сказала, что это верба. Он весь покрыт свечками распустившихся почек. Я подошел поближе, чтобы рассмотреть их хорошенько. Что за чудо! Это вовсе не почки! Это маленькие шмелики, такие же мягкие, желтые и пушистые. Я понюхал их и чихнул. Мальчишки засмеялись». Кроме того, такие виды работ помогают кадетам писать и сочинения по картине. К концу пятого класса у многих из них намечается уже собственный авторский стиль.Повышает мотивацию, ответственное отношение к выполнению заданий конкурс на лучшее сочинение. Если нет возможности прочитать все, то читаю отрывки из лучших, стараясь найти удачные, пусть даже маленькие, приращения у каждого.До прочтения монографии Н.М.Свириной «Способы построения и содержание интересного урока литературы» считала, что лепка уместна лишь в начальной школе. Оказывается, и в 5-6-х классах она помогает закрепить изученный материал, достать из тайников памяти, предъявить и аккуратно, понимая всю важность этих знаний, положить назад на полочку для долговременного хранения. Поясню с помощью примера. На последнем уроке литературы по изучению сказок группы получают пластилин и следующее задание: «Слепить как можно больше волшебных предметов из сказок, изученных в этом году. Условие: работы должны как можно точнее отразить содержание сказки, показать, что вы его хорошо знаете». Затем учащиеся угадывают, что это за предметы и из какой сказки.В нашем классе постоянно обновляется выставка рисунков – иллюстраций к прочитанным произведениям. В процессе творческой работы (лепка, рисование) мои ученики уходят во взаимодействие со своим творческим самовыражением. Выставки создают необходимую отстраненность от работы и способствуют более объективной позиции ребенка по отношению к своим работам. Правда, должна отметить, что в сентябре эта работа запускалась туго: большинство ребят говорили, что не умеют рисовать, даже перспектива срисовывать их не прельщала. Сдвиг произошел, как только я вместе с ними села рисовать иллюстрацию к поэме «Руслан и Людмила». Мне поставили «5», стали просить помочь нарисовать лицо, подсказать сюжет. Кроме того, мы рисуем конспекты (в основном это биографии писателей и поэтов), музыку, ассоциативные ряды к стихам, сюжеты произведений, выдуманные страны, где живут разделы русского языка, и т. д.Без контроля никуда. Хочу поделиться педагогической находкой, которая, впрочем, ненова. Речь идет о фактологическом, или, как его еще называют, цифровом диктанте. Этот вид контроля помогает проверить, насколько хорошо учащиеся знают текст литературного произведения. Кадеты заранее спрашивают, будет ли цифровой диктант, получив утвердительный ответ, идут читать произведение, поникнув головой. Обычно дается 10-15 утверждений (напротив цифры вопроса ученики ставят плюс или минус), они читаются сразу дважды и больше, как ни просили бы ученики, не повторяются, дабы исключить возможность подсказки, списывания. Занимает такой вид проверки домашнего задания не больше 7 минут. Впоследствии ребята сами создают такие диктанты, поняв их логику, также мои ученики начиная с 6-го класса учатся составлять тесты с выбором правильного ответа.Большое подспорье в изучении литературы, в поддержании интереса к ней – инсценирование. Несмотря на то что требует этот вид деятельности кропотливой подготовки, временных, материальных и человеческих затрат, он окупается с лихвой: дети, как и в случае с созданием сравнений, метафор, чувствуют себя соавторами, а значит, литература уже не чуждый скучный предмет, а поле для творчества, предъявления себя.И в заключение. Оказывается, мальчики больше подвержены стрессу, например, вследствие разрыва с семьей (положили в больницу, ушел из семьи отец, умерла бабушка, отдали в круглосуточный детский сад), причем в дальнейшем это может сказаться, например, на их способности к созданию семьи. Таким образом, учет возрастных и индивидуальных психологических и физиологических особенностей кадет, использование игровых технологий, элементов арт-терапии, щадящих форм контроля не только облегчают адаптацию учащихся 5-6-х классов, снижают связанные с обучением утомление, негативные состояния и их проявления, но и помогают формировать личность активную, творческую, уверенную в своих силах.Сравнительная таблица (2011-2012 учебный год, 5-й класс), представленная ниже, свидетельствует о положительной динамике самочувствия детей.​Галина СЕМЕНОВА, учитель русского языка и литературы Кедрового кадетского корпуса, Красноярский край, фото из архива автора

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту