search
main
0

К Чехову в Липецк! Туда, где наука встречается с искусством

XX Липецкие театральные встречи, посвященные творчеству Чехова, состоялись на этот раз в год 50-летия Липецкой области. По традиции собирающие лучших чеховедов страны и лучшие чеховские спектакли, эти Встречи – часть большой культурной программы, которую осуществляет в городе их организатор – худрук Театра драмы им. Л.Н.Толстого Владимир Пахомов.

Пахомов в театральном мире фигура известная. Это он сделал рабочий Липецк самым «чеховским» городом страны. Театр же возглавил еще в 1977 году, став не просто режиссером, а деятелем, строящим в этих стенах центр русского национального искусства, а заодно мощный культурный центр всего города. Его театр стал просветительским и исследовательским, через классику возрождающим духовные ценности. Вокруг липецкой драмы сложилось особое силовое поле, о котором написано очень много. Ну а Чехова Пахомов сделал спутником своего театра, поставив за эти годы весь цикл его пьес и развивая чеховскую программу углубленно и энергично – то наезжая со своими спектаклями в знаменитое Мелихово, то принимая на собственных Липецких встречах гостей из разных краев и стран.

«Чехов: начала и концы» – вот тема нынешних Липецких встреч. Словом, от Чехова раннего к Чехову позднему. Что подтверждено было и театральной афишей данного фестиваля, где ранняя пьеса «Татьяна Репина» переходила в итоге в самую позднюю – «Вишневый сад».

Липецкие встречи – то место, где наука встречается наконец с искусством, но где главенство отводится, безусловно, науке. Ученые-чеховеды, эти глубоко занятые, сосредоточенные люди, не видящиеся друг с другом годами, съезжаются сюда также во имя общения – ежегодно обогащая и развивая наше чеховедение. На липецкие научные конференции стекается весь город, жаждущий увидеть вдохновенные лица толкователей Чехова и услышать вдохновенные чеховедческие открытия (в которых Антон Павлович, конечно, главный герой). Один лишь перечень нынешних сообщений для посвященного уха звучал как стихи: «Недосказанное в пьесах Чехова», «Чьими молитвами Чехов стал главным драматургом XX века?», «Мотив безотцовщины у Чехова», «Чехов и Кафка», «Чехов, Франция, 2004», «Чехов и театральный фольклор»…

Театральная афиша Липецких встреч в этом году смело комбинировала Чехова с современниками, но, конечно, в фокусе были чеховские вещи. Сам Пахомов представил диптих «Роковые женщины», неожиданно составленный из «Татьяны Репиной» и драматического этюда «На большой дороге». Тема «роковых женщин» действительно объединила эти столь разные сочинения, ставшие друг за другом в едином философском развитии и являя нам Чехова в незнакомой мистерийной ипостаси.

Затем игрался «Вишневый сад» Воронежского театра драмы им. А.Кольцова в постановке Анатолия Иванова, напомнившего нам об изысканной эстетике серебряного века. Оказалось, что во времена «шоковой режиссуры» кому-то еще очень и очень дорога красивая и тонкая мелодия ушедшей дворянской жизни, этого навсегда утраченного мира. Спектакль пленял «атмосферностью» и благородной мягкостью движения сюжета, хоть и несущегося к неизбежной катастрофе.

После чеховского мира, рухнувшего вместе с порубленным вишневым садом, прочерчивая окончательную пропасть между им и нами, явился «актуальный черный мир» Василия Сигарева в его «Черном молоке», поставленном на липецкой сцене Николаем Чебыкиным. Жесткая, горькая пьеса об одичании нашего «поколения пепси», окончательно потерявшегося вне Бога, хоть какой-нибудь веры и понимания собственных корней. К теме «Чехов: начала и концы» этот спектакль оказался причастен остро и точно, словно смеясь над всеми нами и говоря: «Чехов давно кончился, господа!»

Новая драма была продолжена на липецкой сцене пьесой Вадима Леванова «Шар братьев Монгольфье» в постановке Елены Олениной. Тоже «черный сюр»: запутавшись в земных делах, некий русский народец рванул прочь от земли на воздушном шаре; взглянув на жизнь свою с высот и кое-как разобравшись в собственных проблемах, люди нащупали было гармонию бытия, но, когда окончательно оценили красоту и смысл не дававшейся им жизни и уже повернули обратно, были безжалостно расстреляны из пролетавшего мимо вертолета. Собственно говоря, Чехов-то тоже в своих пьесах не оставлял никому особых надежд и убивал, случалось, и финалы были у него сплошь трагические.

А вот заключительный аккорд Липецких встреч оказался легок и весел, явив собой толстовскую комедию «Первый винокур» в постановке Пахомова. Народный лубок, в песнях и танцах повествовавший историю зарождения пьянства на Руси, был забавной шуткой и заодно назидательной фреской (не пей – и не будешь в аду у чертей!). Как актуально и как прав был Лев Николаевич! К тому же если театр носит имя Толстого – то без Толстого на сцене ему никак нельзя.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте