search
main
0

К 80‑летию Елены Антоновны Стребелевой

27 декабря 2021 года отметила юбилей российский ученый, педагог, дефектолог, гуманист и Человек с большой буквы Елена Антоновна СТРЕБЕЛЕВА.

Выпускница факультета дефектологии МГПИ имени В.И.Ленина (МПГУ), она прошла путь от учителя-дефектолога и методиста специализированного детского сада для детей с нарушением интеллекта до руководителя, идеолога научной школы дошкольной олигофренопедагогики, наставника целой плеяды ученых и педагогов, работающих в различных уголках России и за рубежом.

Свою трудовую деятельность Елена Антоновна начала в детском психоневрологическом санатории №66 г. Москвы. Ее выдающиеся организаторские и педагогические способности практически сразу были замечены Министерством просвещения СССР, и в 1975 году приказом министра М.А.Прокофьева в Москве был открыт первый в стране специализированный детский сад для детей с умственной отсталостью (№23 Севастопольского района столицы), где Елена Антоновна Стребелева взяла на себя руководство всей методической работой.

Человек увлеченный, трудолюбивый и исключительно работоспособный, Елена Антоновна умело сочетает практическую и методическую деятельность с исследовательской. В 1982 году под научным руководством выдающегося дефектолога и психолога Александры Абрамовны Катаевой успешно защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование наглядно-действенного мышления у умственно отсталых детей дошкольного возраста», а в 1992 году и докторскую диссертацию на тему «Формирование наглядных форм мышления умственно отсталых дошкольников». В 1993 году Елена Антоновна Стребелева получает звание профессора и начиная с 1994 года успешно трудится в ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».

За 27 лет профессиональной деятельности в стенах колыбели российской дефектологической науки под руководством Е.А.Стребелевой защищено 25 кандидатских и 6 докторских диссертаций. В 1999 году заслуги Елены Антоновны отмечены Премией Президента РФ в области образования за создание набора для диагностики умственного развития детей раннего возраста.

Елена Антоновна известна в научном педагогическом сообществе как разработчик методологии диагностики познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, системы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, программ подготовки педагогических кадров для работы с детьми с отклонениями в развитии. Она инициатор практики обучения родителей детей с особенностями развития.

Научно-педагогические труды Е.А.Стре­белевой способствовали преобразованию дошкольной олигофренопедагогики в отдельную самостоятельную дисциплину. Созданные ею монографии, учебники, методические пособия и руководства, сформулированные ею представления о закономерностях познавательного развития детей в норме и при нарушениях интеллекта, содержании и организации коррекционно-развивающего обучения, условиях и факторах, обеспечивающих личностное развитие и социализацию детей с отклонениями в развитии, стали надежной базой для научной деятельности нового поколения ученых-дефектологов.

И сегодня она щедро делится своими опытом и знаниями, предлагая специалистам новые исследования и практические руководства. Так, в 2019 году Елена Антоновна в соавторстве с Еленой Анатольевной Екжановой создает и публикует содержание «Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с методическими рекомендациями» в соответствии с требованиями стандарта образования детей с интеллектуальными нарушениями. Всего через два года, в 2021 году, при поддержке ГК «Просвещение» в свет выходит еще один многолетний и ожидаемый практиками труд – комплект материалов для обследования детей в возрасте от 6 месяцев до 10 лет «Диагностика познавательного развития», написанный Еленой Антоновной в соавторстве с учениками – Светланой Борисовной Лазуренко и Аллой Васильевной Закрепиной.

Елена Антоновна удивительный человек, посвятивший всю себя без остатка детям и делу. Неизвестно, кто сделал выбор – Елена Антоновна или провидение, зная, что именно педагогическая одаренность, исследовательские способности и неординарность ее мышления смогут наилучшим образом проявиться в науке «Дефектология». Да это и не важно! Главное, что детское увлечение философией и логикой, интерес к обучению младших детей, которым в школе с трудом давалась математика, смогли окрепнуть и реализоваться в профессии, а все преграды, которые стояли на пути уникальной девочки из заповедного края херсонской земли Аскания-Нова, не помешали состояться ей как ученому.

Елена Антоновна сочетает в себе редкие человеческие качества – чуткость и душевность, целеустремленность и требовательность, скромность и искренность, беспристрастность и терпение. Все, кто имеет счастье общаться с ней, подпадают под ее личное и профессиональное обаяние. Ее мудрые советы как в поиске научной истины, так и в решении практических проблем всегда ценны и индивидуальны, помогают найти нетривиальное и результативное решение. Искреннего уважения заслуживает ее плодотворная наставническая, организаторская и общественная деятельность. Елена Антоновна настоящий патриот России и неустанно доказывает это своей работой, преданным служением науке.

Дорогая Елена Антоновна, примите наши искренние поздравления! Здоровья, добра, благополучия, новых свершений в вашей многогранной деятельности!

Благодарные ученики, коллеги, друзья, родители, читатели и сотрудники редакции «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте