Общение – это не просто речь или письмо. Хотя предполагается, что это производительные навыки. Чтобы улучшить коммуникативные навыки на иностранном языке, учителю необходимо сместить акцент в обучении с самого языка на то, чтобы делать что-то на этом языке. При этом возраст и класс учащихся не важны. Важна ситуация общения, где ребенок сможет применить свои навыки и в реальной жизни – в путешествиях, экскурсиях и т. д.
Планируя урок разговорной речи, необходимо обращать внимание на его конечную цель. В конце урока каждый обучающийся должен получить явное удовлетворение. Обучающиеся должны осознать практическую пользу урока и собственный успех на уроке и, более того, после него, когда они находятся в реальной жизненной ситуации. Вот почему одна из функций учителя – это умение поддерживать баланс между беглостью и точностью речи. Я предпочитаю планировать свои уроки разговорной речи, тщательно сочетая эти два аспекта. Больше внимания уделяется беглости речи учеников. Поскольку ошибки являются неотъемлемой частью естественной речи, я стараюсь обращать внимание учеников на самокоррекцию.
Подходящий баланс – это хорошо спланированное сочетание разных типов задач и целей на уроке.
Свободное владение фокусируется на языковом потоке. Предложения нужно произносить плавно и с небольшими паузами. Кроме того, обучающиеся быстро отвечают на вопросы. Наконец, важно, чтобы ребята участвовали в разговоре, а не просто реагировали на него.
Точность относится к механике языка. Обучающиеся обращаются к следующим идеям и совершенствуют их:
1. Четкая речь или письмо.
2. Язык без грамматических ошибок.
3. Правильное написание и/или произношение слова.
4. Соответствие языка ситуации и/или контексту.
Когда учитель, класс или ученик не учитывают точность в классе, ученики могут говорить менее свободно и менее грамотно. Это может быстро вызвать проблемы, когда обучающимся нужно использовать язык не только для повседневной беседы.
Например, бизнесмен использует английский язык для электронной почты, а также регулярно участвует в телеконференциях с головным офисом. Поскольку знание английского языка настолько очевидно, его легко спутать с общими профессиональными способностями или компетенцией. Деловой человек кажется менее способным в мире бизнеса, особенно с коллегами, с которыми он не работает регулярно и напрямую. На самом деле он не сильно отличается от коллег, которые одеваются в шорты и испачканные футболки. В большинстве сфер бизнеса коллеги просто не воспринимают его всерьез или не верят в его полную компетентность.
Я советую своим ученикам работать над точностью, практикуя конфиденциально, а не общаясь с другими (то есть во время выступления). В коммуникативной ситуации беглость имеет приоритет над точностью (если, конечно, нет явной неточности). Если ребята замечают, что делают определенную ошибку в работе, им рекомендуется поработать над ее устранением, проговаривая медленно и для себя самого вслух, чтобы не совершать эту ошибку в работе. И если они поймают себя на этой ошибке в работе, им необходимо исправить себя здесь и сейчас, если, конечно, они могут. Если нет, нужно дать им время. Но самокоррекция – лучший способ повысить точность, поэтому обучающиеся должны использовать любую возможность, чтобы исправить себя, но не за счет беглости речи. С другой стороны, мои ученики ясно помнят, что, если они часто исправляют себя, их беглость страдает. Поэтому мы стремимся к совершенству во время каждой практики, когда у ребят есть возможность проявить себя, раскрепоститься, не боясь ошибиться, а, наоборот, доказать, что язык живой, яркий и помогает достигнуть цели общения в реальной жизни. А у каждого она своя!
Олеся ПРОЦЮК, учитель английского языка школы №1018
Комментарии