search
main
0

Известный или знаменитый? Найти синонимы нетрудно

Цели урока: – Познакомить с основными понятиями по теме «Синонимы». – Сформировать умение находить синонимы и использовать их в речи. – Развивать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения. – Воспитывать самостоятельность как необходимое условие в успешном обучении.

Предварительная подготовка учащихся:

– Повторить по учебнику теорию «Лексическое значение слова»

– Выписать из словаря лексическое значение слова «премьерный».

Задачи урока:

– Подготовить учащихся к практической работе по лексическим средствам связи в тексте.

– Сформировать умение точно излагать свою мысль в соответствии со стилем речи.

– Сформировать умение задавать вопросы по теме, выделять главное, самостоятельно выполнять задания.

Ход урока:

Организационный момент. Время 5 минут.

Сообщение темы.

Определение задач урока совместно с учащимися.

Учитель уточняет формулировку, раздает ученикам карточки с перечнем ведущих понятий темы. Напоминает, что от организованности и самостоятельности учеников зависит успех занятия.

Основная часть. Время 7 минут.

Актуализация знаний. Проверка д/з. Ученики в перечне ведущих понятий урока находят уже известные им: лексическое значение слова, стилистическая помета.

Фронтально проходит повторение теории:

– Что такое лексическое значение слова?

– Приведите лексическое значение слова «премьерный».

– Каким словарем вы пользовались?

– Чем отличаются слова «премьерный» и «новый»? (Сферой употребления.)

Задание (применение знаний в новой ситуации):

– На доске записано предложение. Объясните лексическое значение двух первых слов.

– Какой способ объяснения (толкования) слов вы использовали? (Подбор близких по значению слов).

– Замените все слова в предложении, сохранив высказанную мысль: «Знаменитый актер замечательно сыграл в премьерном представлении». (Вариант замены: «Известный артист великолепно выступил в новом спектакле»).

– Объясните, какая связь между выполненным упражнением и новой темой? (Мы заменили слова синонимами).

Интерактивный урок по теме «Синонимы». Время 25 – 28 минут.

Учащиеся не только знакомятся с теоретическими сведениями и иллюстративным материалом по соответствующей части теории, но и выполняют практические упражнения. Четкое структурирование материала позволяет усваивать знания и формировать умения поэтапно:

– понятие о синонимах;

– практическое упражнение: отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака;

– понятие об абсолютных синонимах;

– практическое упражнение по подбору синонимов к словам: спешить, миг, кавалерия, неприятель;

– частотность употребления синонимов, сфера их применения;

– синонимические ряды;

– стилистические особенности употребления синонимов.

Перемена. Включение в работу. Время 2 минуты.

Упражнения. Время 10 минут.

Упр. 1. Выбрать ряд синонимов для слова храбрость.

Упр. 2. Выбрать ряд синонимов для слова отважный.

Упр. 3. Выбрать ряд синонимов для слова смело.

Упр. 4. Отметить в ряду синонимов разговорные и просторечные слова.

Повторение с контролем. Время 10 минут.

Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу, используя «Выводы» к интерактивному уроку. Вопросы записываются в тетрадь. Главное требование: вопросы должны перекрывать учебный материал урока.

Обсуждение вариантов контрольных вопросов, выборочные ответы учащихся. Время 5 минут.

Подведение итогов урока. Время 2-3 минуты.

Учащиеся открывают экран регистрации, знакомятся с результатами выполнения заданий (в баллах).

– Что было главным на уроке?

– Что было интересным?

– Выполнили ли мы поставленную задачу?

– Оцените свою самостоятельность по пятибалльной системе.

После урока учитель оценивает всех или нескольких учащихся, обращаясь к экрану регистрации.

Наталья КОЛБЫШЕВА, учитель русского языка школы №51, Омск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте