Цели урока: – Познакомить с основными понятиями по теме «Синонимы». – Сформировать умение находить синонимы и использовать их в речи. – Развивать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения. – Воспитывать самостоятельность как необходимое условие в успешном обучении.
Предварительная подготовка учащихся:
– Повторить по учебнику теорию «Лексическое значение слова»
– Выписать из словаря лексическое значение слова «премьерный».
Задачи урока:
– Подготовить учащихся к практической работе по лексическим средствам связи в тексте.
– Сформировать умение точно излагать свою мысль в соответствии со стилем речи.
– Сформировать умение задавать вопросы по теме, выделять главное, самостоятельно выполнять задания.
Ход урока:
Организационный момент. Время 5 минут.
Сообщение темы.
Определение задач урока совместно с учащимися.
Учитель уточняет формулировку, раздает ученикам карточки с перечнем ведущих понятий темы. Напоминает, что от организованности и самостоятельности учеников зависит успех занятия.
Основная часть. Время 7 минут.
Актуализация знаний. Проверка д/з. Ученики в перечне ведущих понятий урока находят уже известные им: лексическое значение слова, стилистическая помета.
Фронтально проходит повторение теории:
– Что такое лексическое значение слова?
– Приведите лексическое значение слова «премьерный».
– Каким словарем вы пользовались?
– Чем отличаются слова «премьерный» и «новый»? (Сферой употребления.)
Задание (применение знаний в новой ситуации):
– На доске записано предложение. Объясните лексическое значение двух первых слов.
– Какой способ объяснения (толкования) слов вы использовали? (Подбор близких по значению слов).
– Замените все слова в предложении, сохранив высказанную мысль: «Знаменитый актер замечательно сыграл в премьерном представлении». (Вариант замены: «Известный артист великолепно выступил в новом спектакле»).
– Объясните, какая связь между выполненным упражнением и новой темой? (Мы заменили слова синонимами).
Интерактивный урок по теме «Синонимы». Время 25 – 28 минут.
Учащиеся не только знакомятся с теоретическими сведениями и иллюстративным материалом по соответствующей части теории, но и выполняют практические упражнения. Четкое структурирование материала позволяет усваивать знания и формировать умения поэтапно:
– понятие о синонимах;
– практическое упражнение: отметить последовательно прилагательные по степени возрастания признака;
– понятие об абсолютных синонимах;
– практическое упражнение по подбору синонимов к словам: спешить, миг, кавалерия, неприятель;
– частотность употребления синонимов, сфера их применения;
– синонимические ряды;
– стилистические особенности употребления синонимов.
Перемена. Включение в работу. Время 2 минуты.
Упражнения. Время 10 минут.
Упр. 1. Выбрать ряд синонимов для слова храбрость.
Упр. 2. Выбрать ряд синонимов для слова отважный.
Упр. 3. Выбрать ряд синонимов для слова смело.
Упр. 4. Отметить в ряду синонимов разговорные и просторечные слова.
Повторение с контролем. Время 10 минут.
Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу, используя «Выводы» к интерактивному уроку. Вопросы записываются в тетрадь. Главное требование: вопросы должны перекрывать учебный материал урока.
Обсуждение вариантов контрольных вопросов, выборочные ответы учащихся. Время 5 минут.
Подведение итогов урока. Время 2-3 минуты.
Учащиеся открывают экран регистрации, знакомятся с результатами выполнения заданий (в баллах).
– Что было главным на уроке?
– Что было интересным?
– Выполнили ли мы поставленную задачу?
– Оцените свою самостоятельность по пятибалльной системе.
После урока учитель оценивает всех или нескольких учащихся, обращаясь к экрану регистрации.
Наталья КОЛБЫШЕВА, учитель русского языка школы №51, Омск
Комментарии