В дискуссии о религиозном просвещении в школах на «Родительском собрании радиостанции «Эхо Москвы» приняла участие заместитель председателя комиссии Общественной палаты по образованию и науке, директор частной школы «Наследник» Любовь ДУХАНИНА.
Мы все прекрасно понимаем, что задача и начальной школы, и всей школы состоит в том, чтобы сформировать у ребенка картину окружающего мира. Поэтому не включать в школьную программу вопросы истории, обществознания, связанные с нашим народонаселением, с особенностями культур, было бы принципиально неверно, они у нас уже и так присутствовали в разделах истории, обществознания. Конечно, попытка введения такого курса, как основы религиозных культур и светской этики, привела к большому количеству дискуссий в педагогической среде. Совершенно очевидно, что, если мы хотим, чтобы дети освоили все хорошо, нужно давать это в более старшем возрасте, что мы и предпринимали в курсе мировой художественной культуры, которая либо интегрировалась в историю, либо в некоторых школах преподавалась отдельно, был предложен вариант сделать это чуть раньше. Нынче учебники написаны уважаемыми профессиональными учеными-педагогами, но теми, кто работает со старшим возрастом. Поэтому один из основных вопросов, который обсуждался на заседании общественного совета, – необходимость доработки учебного пособия по всем этим курсам. Мы говорили на заседании общественного совета, что было бы здорово, если бы удалось написать такое учебное пособие или может быть книгу для чтения, которая была бы интересна ребенку. Дети младшего возраста не могут воспринимать некоторых слов, которые даны в нынешних учебниках, а педагоги не могут их объяснить. Нужно говорить очень просто, на языке что такое хорошо и что такое плохо. В школах в преподавателей религиозных дисциплин переквалифицировались учителя. В начальной школе (что касается прошлого года) работают в основном преподаватели начальных классов, эти дети сейчас находятся уже в 5-м классе, и им преподают уже педагоги средней и старшей школы. Это, как правило, гуманитарии. Мы очень переживали, что вдруг за этот предмет начнут ставить отметку, но, слава богу, этого не произошло. При этом получается, что подвести итог с точки зрения освоения знаний ребенком мы сегодня не имеем возможности, потому что такая оценка не происходила. Учитель просто поддерживал ребенка в желании узнать тот или иной объем знаний. Мы в нашей стране привыкли все время поручать школе сверхзадачи, в данном случае учителям в прошлом году начальной школы пришлось решать подчас не совсем свойственные школе задачи. Задачи не совсем простые для учителя, когда он должен был освоить смежную область и всего за восемь уроков ее дать, причем мы хотим, чтобы сделал он это качественно. Уже есть проект рекомендации общественного совета, его заслушали на Общественном совете при Министерстве образования и науки РФ. Речь идет прежде всего о подготовке учителей и об учебниках, о том, что главное – личность учителя. Если учитель имеет большой багаж знаний, если он сам личность, то он может увлечь как в освоение картины мира, сделав это интересным способом, так и в глубокое освоение одной из догм одной из религий. Поэтому конечно вопрос квалификации учителя остается основным. Кстати, подготовка педагогов прошла практически каскадным методом, некоторое число педагогов, получивших статус тьюторов, обучались в Москве в институте повышения квалификации, затем приехали в свои регионы и начали учить других педагогов. В институте повышения квалификации с ними работали фактически те специалисты, которые разрабатывали учебники, авторы, те люди, которые специализируются на методике работы с детьми начальной школы, потому что есть большая специфика в работе с ребенком такого возраста. Я думаю, было бы правильно провести большой опрос и детей, и педагогов, который был бы достоверным. Спрашивается, зачем опрос, но ведь мы поставили родителей в ситуацию необходимости выбора. Совершенно очевидно, что в данной ситуации выбор делал не ребенок, выбирала семья и педагог, который ведет занятия в этом классе, сообразно своему уровню развития, своему пониманию. Мне кажется, что дети из православных семей могли бы выбирать и основы исламской культуры, и основы иудейской культуры для того, чтобы расширить свой кругозор, все зависит от того, какая цель ставилась. Документы Министерства образования и культуры говорят о том, что этот учебный курс культурологический и направлен на развитие у школьников десяти – одиннадцати лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также в своей сопричастности к ней. Я думаю, что сам эксперимент действительно интересен и у него есть колоссальные плюсы, связанные непосредственно с самим этим курсом. Первый колоссальный плюс: этот эксперимент побудил наше общество обсуждать содержание образования в школе. Мы ничего так не обсуждали. Только в момент введения ЕГЭ мы обсуждали правильность или неправильность КИМов, но это совершенно другой уровень обсуждения: так или не так сформулирован вопрос. Сейчас дискуссия в обществе фактически касается основ формирования мировоззрения будущего поколения. Это колоссальный позитивный момент. Я надеюсь, что действительно школа становится более открытой, что этой открытости будет способствовать не только позиция Министерства образования и науки РФ, но и настойчивость средств массовой информации, настойчивость самих граждан. При этом я все-таки считаю, что основной риск – риск того, что школа может стать местами несветской, этого допустить нельзя. Тогда мы должны полностью поменять нашу конституцию и изменить всю систему образования в стране.
Комментарии