search
main
0

Изучение истории мировых религий для московских старшеклассников будет добровольным

Как уже известно, в новом учебном году во всех школах Москвы начнется факультативное изучение нового предмета – «История мировых религий». Во все образовательные учреждения Москвы поступит новое учебное пособие «Религии мира», выпущенное под руководством академика РАН Александра Чубарьяна. Сегодня мы расскажем, что это за книга и как с ней нужно работать.

Работа над учебным пособием шла с 2005 года, и в конце прошлого года оно вышло в свет. Эта работа шла по заказу Министерства образования и науки РФ, и основные параметры этого учебного пособия, цели и задачи курса «История мировых религий» определялись прежде всего министерством. Оно адресовано ученикам 10-11-х классов и полностью называется так: «Религии мира. История. Культура. Вероучение». То есть сразу хочется сказать, что это не просто история мировых религий, мы попытались провести через весь курс достаточно комбинированный подход, показывая место и раскрывая какие-то самые необходимые аспекты вероучения, обрядов той или иной религиозной традиции в истории и культуре мира и нашей страны.

Кто такие мы и что это за авторский коллектив? Работа над учебным пособием шла под редакцией академиков РАН Александра Огановича Чубарьяна и Григория Максимовича Бонгард-Левина. Александр Оганович, как известно, – директор Института всеобщей истории РАН, благодаря его организационной деятельности был собран достаточно представительный коллектив, в который входили не только сотрудники Института всеобщей истории РАН, но также и других академических структур. В частности, сотрудники Института этнологии, а также Российского государственного гуманитарного университета.

Для чего было создано это учебное пособие? Во главу угла была поставлена задача – сделать так, чтобы преподавание религии в средних школах способствовало не разобщению наших российских учащихся, таких разных и в плане национальном, и в плане социальном, и в плане принадлежности к религиозным традициям, а взаимопониманию. Совершенно понятно, что они не станут одинаковыми в том или ином ключе, но по крайней мере поставлена – цель сделать все, чтобы они лучше понимали друг друга, чтобы преподавание религии не вбивало между ними клин, не разрывало страну в конце концов, а создавало скрепы, взаимосвязи между нашими народами.

Вторым очень важным моментом был момент образовательный, информационный. Мы стремились дать учащимся средних школ инструмент для ориентации в нашем сложном, противоречивом, современном религиозном мире, учитывая, что религиозный фактор оказывает сегодня очень существенное влияние на внутреннюю политику, на международную политику, не говоря уже о сфере культуры, самосознания, быта и так далее.

Исходя из всего этого, были поставлены соответствующие задачи для написания нашего учебного пособия. Прежде всего мы обращали первостепенное внимание на те религиозные традиции, которые присутствуют в России и которые в Федеральном законе «О свободе совести» 1997 года даны как традиционные религии, при этом мы подходили к написанию этого учебного пособия с позиций современной светской науки. Хотя это учебное пособие согласовано практически со всеми ведущими конфессиями нашей страны, однако там принцип подачи материалов можно обозначить как научный, светский, объективный стиль. Это мы считаем очень важным. Исходя из этих научных предпосылок, мы и стремились сформировать целостное представление о той религиозной традиции, рассказывая не только об истории, но и о вероучении, культуре, о влиянии религии на культуру и историю нашей страны и мира.

Это пособие для старшей школы, и длительность курса – 70 учебных часов.

Какова структура учебного пособия? Оно состоит из семи глав, нужно сказать, что определенным образом установлено соотношение глав, каждая занимает свое особое место в рамках этого учебного пособия. Каждая глава строится так или иначе примерно по одному плану: возникновение религиозного учения, его внутренние особенности – вероучение, богослужение, праздники. Историческое развитие и особое место уделяется вкладу религиозного учения в мировую и отечественную культуру. Поскольку мы исходили именно из приоритетного освещения тех религиозных традиций, которые в Федеральном законе 1997 года «О свободе совести» значатся как традиционные, соответственно самое большое место в учебном пособии занимает 5-я глава – «Христианство». Благодаря нашему издательству, красочно оформившему учебное пособие, эта глава выделена единой красной полосой в форзаце. Примерно 7 параграфов в этой главе отводится на раздел «Православие». Соответственно другие религии – ислам, буддизм и иудаизм – будут иметь от 5 до 7 часов на изучение в этом разделе. Особый интерес, несомненно, вызовет последняя глава – «Религии в современном мире», где существуют специальные разделы о современной ситуации в России, они не очень большие – увеличить не позволил общий объем пособия. В частности, там дана информация о современном российском законодательстве относительно религии, об органах государственной власти, которые курируют эту сферу общественной и религиозной жизни, отмечены некоторые другие моменты. В этой же главе есть несколько разделов, посвященных так называемым новым религиозным движениям. Сразу хочу сказать, что информация максимально выверялась, давалась в корректной форме, и, может быть, учителя она не вполне удовлетворит в плане полноты, но он найдет эту информацию в других частях методического пакета, который готовится к выпуску вслед за этим учебным пособием.

Методический пакет, который готовится к выпуску, довольно значителен. В течение нового учебного года будут выходить остальные части этого учебного пособия, на выпуск уже есть договор с издательством. Прежде всего готовится «Рабочая тетрадь ученика» к этому учебному пособию, в ней вопросы на понимание текста учебника, задание на отработку понятий и терминов, задание на работу с историческими источниками, темы для обсуждения, тестовые задания в формате ЕГЭ, творческие задания по культурным традициям религии, рубрика «Для тех, кто хочет знать больше». До конца года выйдет в свет «Методическое пособие для учителя», в котором, в частности, будут более подробно, тщательно, выверенно освещаться те вопросы, которые не вошли в само учебное пособие. В методическое пособие входят рекомендации для учителя по разработке уроков, то есть собственно роспись возможных планов уроков, тексты для учителя, которые он может использовать в тех или иных обстоятельствах, значительно расширенные (по сравнению с учебным пособием) списки литературы и других информационных ресурсов. В учебном пособии списки литературы ограничены только литературой справочной и художественной, адресованной непосредственно ученику, которая может пробудить его интерес к той или иной теме. Вся остальная – специальная литература по существующим проблемам того или иного раздела – вынесена в методическое руководство, а также в программу повышения квалификации на 72 учебных часа, которую по заказу Министерства образования и науки РФ наш авторский коллектив составил и апробировал. Также уже находится в работе «Словарь», который состоит из двух разделов – «Понятия» (более 400) и «Персоналии» (около 300). Кроме того, будет выпущена «Книга для чтения», специальный мультимедийный диск, который учитель сможет использовать как наглядное пособие на своих занятиях в компьютерном виде.

Алексей БЕГЛОВ, член авторского коллектива (Институт всеобщей истории РАН)

Мы рецензировали этот учебник в РАО с Ириной Александровной Галицкой и обратили внимание на некоторые принципиально важные для органов управления образования и методических центров моменты.

Такие учебные пособия нам известны с 90-х годов, они используются, и актуальность сегодняшнего момента заключается в том, что в образовательную систему Москвы эти пособия пошли широко. При том, что изучение курсов по религиозным культурам – исламской, православной и другим – ограничен теми этнокультурными школами, которые есть в каждом округе. Специфика нынешнего пособия в том, что это курс мировоззренческий. Мы впервые сталкиваемся с этим в постсоветский период. Это надо четко понимать.

Что значит – мировоззренческий курс? Это значит, что он формирует определенное отношение к религии, и что бы ни говорилось о возможности объективного изучения религии, это не так. Мы, как педагоги, понимаем, что любое систематическое образование по любому предмету формирует отношение к этому предмету. Иначе быть не может. В 90-е годы министерство издавало письма, в которых писало, что информативное, культурологическое изучение религий должно идти без формирования отношения к ним. Это неграмотно, это невозможно. Что делать в этой ситуации? По Конституции у нас нет ни обязательной религии, ни обязательной идеологии. Что мы имеем в предлагаемом курсе «Истории мировых религий»? Мы имеем опыт осмысления религий, религиозного феномена, историй религий с позиций нерелигиозных мировоззренческих подходов. В этом отношении надо ясно понимать, что добровольность, факультативность в изучении этого курса должны быть, безусловно, обеспечены. Об этом четко заявлено в предложениях министерству со стороны Общественной палаты. Добровольность, свобода выбора, многообразие, возможность альтернативы – это принципиальный подход к изучению всех учебных курсов по истории культуры религии, будь то курсы философско-религиоведческого содержания, будь то курсы конкретной религиозной культуры. Здесь, к сожалению, многое еще обусловлено теми стереотипами, которые достались нам с советских времен. Мы все учились в советской школе и знаем, что религия – это неполноценное мировоззрение, отжившее, противоречащее науке, ненаучное, которое должно скоро уйти. Так ученые писали всегда в прежние времена. Давайте представим такую ситуацию: в Русской православной церкви написан учебник «Основы философии» или «История философских учений», в которых описаны традиции, представители и так далее, церковники предлагают ввести его в школу как их взгляд на историю философской мысли. Что им будет сказано? Вы занимайтесь своим, дайте нам материал по истории церкви и так далее. Здесь та же самая ситуация, потому что, когда чиновники очень высокого ранга говорят о том, что основы православной культуры будут введены в федеральный компонент, это вызывает резкие возражения представителей церкви. Мы тем самым можем раскачать лодку, внести в общество то самое разделение, которое опасно. Чтобы его не вносить, принципы, которые предложила Общественная палата, нужно соблюдать, не наступая на старые грабли. Ведь в некоторых регионах, когда не было альтернативы, уже возникли курсы православной культуры, и это осложняло отношения в обществе.

В аннотации к учебному пособию нужно записать, что это не просто курс для профильной школы (мы хорошо знаем: если курс сформировался, то его посещение обязательно), а что это мировоззренческий курс, который должен быть элективным, добровольным, с учетом информативного согласия семьи и школьников.

Программа внедрения этого факультативного курса лично мне очень симпатична. Но в пояснительной записке к базисному учебному плану, в материалах округов и методцентров желательно было бы прописать, как его вводить. Этот вопрос должен решать школьный совет. Там, где школьного совета нет, может быть собрание школьников, собрание родителей. Нужно предлагать альтернативу: если нет возможности дать какой-то другой курс, необходимо дать часы на историю или другой базовый предмет.

Опыт у регионов разный, чтобы Москва двигалась разумно, не повторяя ошибки других регионов, думаю, было бы разумным дать выбор для учащихся и их семей в каждой школе для изучения таких мировоззренческих курсов. Давать с учетом мнения школьников и семей, а не чиновников высокого ранга, которые обеспечили бы в школе возможность приобщения детей к традиционной духовной культуре их семьи, и по изучению нерелигиозной философии и этики для тех, кто не связывает себя с какими-то конфессиональными традициями.

Игорь МЕТЛИК, заведующий лабораторией гражданского и патриотического воспитания НИИ семьи и воспитания Российской академии образования – ведущий рецензент учебного пособия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте