Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Практикум

Изучать, узнавать, анализировать

Учительская газета, №11 от 17 марта 2020. Читать номер
Автор:

Я как учитель начальных классов ставлю перед собой три главные задачи: формирование у младших школьников предметных и универсальных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – главной способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; достижение стабильного индивидуального роста и прогресса детей в основных направлениях развития – познавательном и эмоциональном. Педагоги со мной согласятся, что эти задачи реализуются в процессе обучения всем предметам, но только один из них, окружающий мир, объединяет в себе все знания, полученные на уроках чтения, математики, русского языка, формирует у ребят умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и, таким образом, обеспечивает фундамент знаний для предметов основной школы – химии и физики, биологии и географии, истории и обществознания. Поэтому очень важно строить знакомство с окружающим миром системно и последовательно, усложняя и увеличивая объем материала постепенно.

Именно в таком ключе представлены учебники по предмету «Окружающий мир» автора А.А.Плешакова (линия «Школа России») издательства «Просвещение», которые вошли в новый Федеральный перечень учебников с существенными изменениями.

Работая по одной линейке учебников, учитель всегда ищет дополнительные материалы, помогающие разнообразить урок, сделать его более продуктивным, интересным. Советую коллегам обратить внимание на новые пособия издательства «Экзамен». Это рабочие тетради автора Н.А.Соколовой и тесты автора Е.М.Тихомировой для 1-4‑х классов. Они состоят из двух частей, являются составной частью учебно-методического комплекта к обновленному учебнику А.А.Плешакова и полностью соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.

Современные дети любознательны и хорошо информированы. Как же построить урок с учетом интересов каждого ребенка, как ответить на все интересующие маленьких исследователей окружающей действительности вопросы и при этом обеспечить усвоение необходимых знаний? Но главное – как научить объединять все полученные знания в единую картину мира? Откройте рабочие тетради к учебнику, и вы убедитесь в том, что пытливый школьник найдет здесь ответы на множество вопросов: что и кто, как, откуда и куда, где и когда, почему и зачем?

На страницах рабочей тетради для первого класса он увидит задания о Родине, о народах, населяющих Россию, рассмотрит достопримечательности нашей столицы и запишет условными знаками свои наблюдения за погодой. У него будет возможность понаблюдать за цветами, птицами и рыбами, ознакомиться со строением хвоинки, выявить различия и найти общее у растений, определить, на что похожа наша планета, и многое другое. Учебные материалы сопровождаются ярким иллюстративным материалом, фотографиями, рисунками, практическими работами. Задания разнообразны и интересны – от любимого всеми детьми «раскрась…», «дорисуй…» до проблемных вопросов «а как ты думаешь, почему… или зачем…». Уже в первом классе ребята получат возможность научиться составлять собственные тексты с опорой на предложенный план (например, «Опиши домашнее животное: порода, кличка, возраст, размер, окрас, чем его кормят? Как за ним ухаживают?»). Есть задания с возможностью выбора («Из ряда предложенных действий подчеркни зеленым цветом только верные»). Каждую часть завершает итоговая работа – проект на близкие к пониманию малышей темы, такие как «Моя малая родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Домашние питомцы». У всех детей есть свой жизненный опыт, и задача педагога – научить школьника представлять его окружающим, чего и помогает добиться проектная работа.

Уверена, коллеги и родители высоко оценят рубрику «Проверим свои знания», где автор предлагает ребятам в тестовой форме не только ответить на ключевые вопросы пройденных тем, но и сверить полученные ответы с образцом, что позволяет младшим школьникам развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Детям удобно работать с этими тетрадями на протяжении всего курса начальной школы, так как структура пособий единая, а вот сами задания от класса к классу наполняются новым содержанием. Таблицы и схемы, круговые и столбчатые диаграммы, рисунки, кроссворды, проблемные вопросы, работа с планом, географическими и контурными картами (4‑й класс) – все эти типы заданий не только активизируют познавательную активность младшего школьника, но и учат работать со сплошными и несплошными текстами, находить нужную информацию в различных источниках («Узнай из дополнительной литературы или Интернета»), пользоваться помощью взрослого («Узнай у родителей…», «Спроси у взрослого…») и применять свой собственный опыт. Автор предлагает школьнику выступить в роли наблюдателя и исследователя, учит классифицировать, обобщать и делать выводы: «Подчеркни продукты животного происхождения красной чертой, а растительного происхождения – зеленой чертой», «Сколько минут требуется, чтобы хорошо почистить зубы?». Действительно, чтобы верно ответить на эти вопросы, обязательно надо практически выполнить задание дома и обсудить полученный результат в классе.

Кроме наблюдений, которые лежат в основе познания первоклас­сника, ученики второго класса с помощью рабочей тетради используют систему научных понятий о живой и неживой природе, учатся различать природу и рукотворный мир, устанавливать связи между природными явлениями и человеком. Здесь впервые ребята знакомятся с понятием «экономика», им предлагается рассказать о профессиях своих родителей и соотнести их с отраслями экономики, выполнив проект «Профессии», выделить существенные признаки разных видов деятельности человека и обсудить результат влияния его на изменения окружающего мира. Логично ставятся вопросы для обсуждения, затрагивающие тему экологии: «Природа в опасности». «Будь природе другом!» – так звучит одна из тем, которая заставляет поразмышлять над вопросом, почему некоторые виды растений и животных оказались в Красной книге.

Дети должны знать, что окружающий нас мир полон опасностей. Знание определенных правил поведения, которые изучаются в предмете «ОБЖ», интегрированном в курс «Окружающий мир», позволяют достигать цели обеспечения здорового образа жизни младшего школьника, сохранения его здоровья и личной безопасности. Так, в первом классе дети знакомятся с темой «Что вокруг нас может быть опасным?», а во втором классе задания к этой теме представлены более широко: «Домашние опасности», «Лесные опасности», «Как нужно купаться», «Опасные незнакомцы», «Как избежать беды».

В третьем классе внимание к этим темам более глубокое. Школьникам предложено порассуждать не только о том, чему учит экономика, но и ознакомиться с понятиями «государственный бюджет», «семейный бюджет» и даже выполнить проект «Экономика родного края». А тему безопасности продолжит проект «Кто нас защищает». Все задания продуманы с учетом возрастных особенностей младших школьников, понятны и интересны детям.

Путешествие по миру и по своей стране расширяет кругозор ребенка. В пособия включена полезная информация о России и других странах мира, архитектурных шедеврах, исторических достопримечательностях. На страницах тетради можно «прогуляться» по республикам Приволжья и городам Золотого кольца, «побывать» на Урале и Дальнем Востоке, на севере Европы, «проплыть» по морям и океанам, «познакомиться» с ближайшими соседями нашего государства. Но все эти «путешествия» предложены в соответствии с задачами обучения: «соотнеси государство и его столицу», «отметь на контурной карте…», «отметь границу России», «соедини литературного героя со страной, из которой он родом…».
Задания в рабочей тетради непосредственно связаны с параграфами учебника, что позволяет осмысливать прочитанное, определять ключевые понятия изучаемой темы.

Более старшим ребятам (тетради для четвертого класса) автор предлагает знакомство с окружающим миром глазами астронома и географа, историка и эколога. Ребят приглашают к разговору, опираясь на те знания, которые они уже имеют, на тот опыт, который они приобрели: «Ты, наверное, видел фантастические фильмы или читал книги, в которых рассказывается об отважных астронавтах, отправляющихся к далеким звездам с риском для жизни. А ты хотел бы отправиться в такое путешествие? С какой целью ты бы отправился в космос, какие проблемы хотел бы решить, на какие вопросы найти ответ?» Размышляя над поставленными вопросами, четвероклассники учатся формулировать проблемы, выдвигать предположения и находить факты, подтверждающие гипотезу или опровергающие ее. Ребятам предлагается и самим придумать вопросы по теме, задать их одноклассникам и вместе постараться найти на них ответы. Такая постановка задания формирует у школьника осознанное восприятие изучаемого материала, учит его самостоятельности и анализу собственной деятельности, помогает педагогу организовать коммуникацию на уроке.

Хочется отметить и большое количество заданий, в которых необходимо использовать условные обозначения – от фиксации наблюдений за погодой до работы с контурной картой.

Автор использует в заданиях и репродукции картин известных художников. У ребят есть возможность не только рассмотреть их, но и найти указание на исторические источники информации. Например, по картине В.М.Васнецова «Аленушка» определить, какой лес изображен: тайга, смешанный или широколиственный; какое время года изобразил художник и по каким признакам это можно доказать. По картинам А.И.Куинджи «Ночное» и Р.Г.Судковского «Дарьяльское ущелье» ребята учатся различать характер равнинной и горной рек, а по картине В.М.Васнецова «Три царевны подземного царства» определяют, какие полезные ископаемые олицетворяют эти образы. Автор ставит школьников в ситуацию наблюдения, анализа, сравнения, умело используя разнообразные материалы, расширяя детский кругозор и эрудицию. Такой подход, несомненно, можно назвать современным, умным и результативным.

Задания в тестовой форме сравнительно недавно используются в начальной школе, но уже стали актуальны, ведь тестовая технология позволяет выявлять позитивные и проблемные зоны усвоения учебного материала каждым учащимся. Педагогу контроль именно в такой форме позволяет установить динамику усвоения учебного материала благодаря поэтапному выполнению заданий. Тесты издательства «Экзамен» по предмету «Окружающий мир» Е.М.Тихомировой, специально разработанные к учебнику А.А.Плешакова (М., Просвещение) – прекрасный инструмент для работы учителя. Тесты представлены в двух частях, как и рабочие тетради, и полностью соответствуют темам, изучаемым на уроках, при этом количество тестов совпадает с количеством изучаемых тем.

Каждый тест состоит из десяти заданий, снабжен полезным иллюстративным материалом, включающим планы, карты, фотографии, рисунки, таблицы. В конце тетради есть ответы на задания, так что ребята могут сверить свой результат, определить собственные ошибки, а учитель имеет возможность скорректировать работу по устранению проблем в изученных темах для каждого ребенка. Такая технология снижает уровень психологической тревожности и снимает стрессовое состояние у ребенка.

В учебных материалах пособий много интересных и познавательных заданий, направленных на активизацию знаний и умений младших школьников, получаемых на уроке. Они носят развивающий характер, способствуют повышению мотивации учеников к достижению учебных целей, развивают коммуникативные навыки, самостоятельность, само­оценку. При использовании таких пособий выигрывают все участники образовательного процесса – педагоги, дети и их родители. Поэтому остается всем пожелать удачи в познании окружающего нас мира!

​Оксана ЗРАЕВА, учитель начальных классов, заместитель директора по УМР, заслуженный педагог Красноярского края, финалист конкурса «Учитель года России»-2017


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt