Организации, которые занимаются предоставлением сетевых электронных образовательных услуг, должны совершенно четко представлять, насколько эти услуги и образовательные ресурсы могут быть востребованы, какая часть населения страны может стать их потребителем, в какой степени электронные образовательные услуги, предоставляемые учебными заведениями и различными организациями, будут удовлетворять потребностям учеников.
Чтобы получить ответы на эти вопросы, необходимо провести анализ технико-технологических возможностей потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных услуг.
Подготовка для проведения такого анализа должна включать следующие этапы работ.
Первый этап. Выбор метода анализа.
Второй этап. Формирование репрезентативной выборки.
Третий этап. Выделение ключевых характеристик, с помощью которых будут оцениваться потенциальные пользователи образовательных услуг средствами электронного обучения
(e-Learning). Например:
• технико-технологическое обеспечение пользователей;
• мотивация использования интернет-технологий;
• отношение и готовность использования технологий e-Learning.
Четвертый этап. Группирование всех показателей в блоки.
Блок 1. Личность потенциального потребителя сетевых информационно-образовательных ресурсов.
С помощью этих показателей можно сформировать представление о том, кто является потенциальным потребителем услуг e-Learning. Позволяют выяснить:
• личность респондента (демографические характеристики);
• роль (позицию) респондента в процессе трудовой деятельности.
Блок 2. Характеристики технико-технологических возможностей потенциального потребителя сетевых информационно-образовательных ресурсов.
Показатели данного блока помогают сформировать представление о том, какими техническими и коммуникационными возможностями располагает потенциальный потребитель услуг электронного обучения. Основные характеристики:
• использование компьютерной техники на рабочем месте и дома;
• подключение к интернет-каналам на рабочем месте и дома;
• каналы связи.
Блок 3. Характеристики мотивации использования интернет-технологий.
Показатели помогают сформировать представление о мотивах активного использования интернет-сервисов:
• объект трудовой деятельности (характеристики предприятия, компании или организации, где работает респондент);
• позиция респондента в организационной структуре;
• специальность (образовательная программа), на которой планируется обучение.
Блок 4. Характеристики, определяющие отношение и степень готовности использования технологий e-Learning.
С помощью показателей данного блока можно сформировать представление о том, как относятся потенциальные пользователи к обучению средствами e-Learning. Главные моменты:
• отношение к обучению средствами e-Learning;
• возможные временные затраты на обучение средствами e-Learning;
• возможные материальные затраты на обучение средствами e-Learning.
Пятый этап. Составление перечня параметров для каждого блока характеристик.
Технико-технологические параметры:
• виды подключений к коммуникационным каналам дома и на рабочем месте;
• виды интеграции внутрикорпоративного информационного пространства (корпоративные информационные системы, intranet, extranet, CRM, SCM и др.);
• использование ПК и Интернета дома и на рабочем месте;
• используемые интернет-сервисы;
• используемые программные системы.
Тематические параметры:
• форма собственности предприятий, где работает респондент;
• сфера деятельности;
• ранг респондента;
• мотивация использования ИКТ-технологий;
• регион.
Личностные параметры:
• возраст;
• образование;
• пол.
Рассмотрим некоторые результаты исследований технико-технологических возможностей потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных услуг, которые проводились на контингенте учащихся Российского государственного гуманитарного университета (Москва), включая его региональные подразделения (36 филиалов).
Исследуемую совокупность составили студенты Москвы, Московской области и некоторых других регионов (Великий Новгород, Калуга, Нижний Новгород, Тольятти). Опрошенные (8760 человек) обучаются по специальностям: «государственное и муниципальное управление», «менеджмент организации», «документоведение и документационное обеспечение управления», «финансы и кредит», «экономика и управление на предприятии», «юриспруденция», «прикладная информатика».
Чем характеризуется состав потенциальных потребителей услуг e-Learning?
В исследуемой выборке 74% составляют женщины, 26% – мужчины. Данное процентное соотношение респондентов по полу достаточно стабильно в течение 2000-2006 годов.
В исследуемой выборке наибольшее количество респондентов составляют возрастную группу от 20 до 30 лет (45%), до 20 лет – 37%, от 30 до 40 лет – 15% и старше 40 лет – 3%.
Для построения системы e-Learning важно понимать, какую позицию занимают обучаемые в организационной структуре, так как это будет влиять на содержание и глубину подготовки образовательного контента. В исследуемой выборке 58% составляют рядовые сотрудники, 27% – специалисты, 14% – руководители среднего и высшего звена.
На методы и модели построения учебного процесса влияет уровень образования учащихся. Для выпускников средних школ, чей опыт организации самостоятельной работы с учебным материалом еще мал, учебный процесс должен строиться с большей степенью мотивации и контролирующих функций, в то время как для студентов, получающих второе высшее образование, образовательный контент должен включать как можно больше исследовательских междисциплинарных проектов.
В исследуемой выборке 43% составляют выпускники средних школ, 33% – ссузов, 17% – спузов, 6% – вузов. Надо отметить, что 39% имеют высшее и среднее специальное образование, что соизмеримо с количеством выпускников средних учебных заведений.
Технико-технологические возможности потенциального потребителя
Количественный анализ результатов опроса за 2006 год показал, что:
• 78% респондентов используют персональные компьютеры дома, 50% – на рабочем месте, 5% не пользуются ими;
• 50% пользователей Интернета выходят в Сеть из дома, 28% – с работы, 19% не пользуются Интернетом;
• 57% респондентов в возрасте до 20 лет являются пользователями Интернета из дома, 42% – от 21 до 30 лет, 41% – от 31 до 40 лет, 58% – от 41 до 50 лет.
Процент пользователей Интернета из дома с учетом образовательных программ, по которым обучаются респонденты, составил:
• прикладная информатика – 100%;
• менеджмент организации – 90%;
• государственное и муниципальное управление – 51%;
• экономика и управление на предприятии – 44%;
• финансы и кредит – 44%;
• юриспруденция – 43%;
• документоведение и документационное обеспечение управления – 43%;
• психология – 34%.
В 2000-2002 годы интернет-сервисами из дома пользовались около 3% в год, в период 2003-2004 годов – около 8% в год, в 2005 году – 10%.
Процент студентов, имеющих дома подключение к Интернету, составил:
• Москва – около 90%;
• областные центры – от 55% до 80%;
• Московская область – от 20% до 70%.
Интересный результат получен при анализе подключения к Сети из дома по возрастным группам. В 2002 году наблюдался значительный рост подключения к Интернету возрастной группы старше 40 лет. В 2005 году темпы роста и число подключений сравнялись по таким возрастным группам, как до 20 и старше 40 лет. Динамика роста подключения к Интернету пользователей в возрасте от 20 до 40 лет примерно равная и составляла в период с 2003 по 2005 год примерно 10% в год.
К этому же блоку относился опрос респондентов по активности использования различных поисковых систем (см. рис. 1). Выяснилось, что наиболее часто пользуются системами Yandex (49%) и Rambler (28%).
Мотивации использования интернет-технологий
В ходе опроса была исследована зависимость степени активности использования интернет-сервисов от объекта трудовой деятельности, то есть учитывались характеристики предприятия, компании или организации, где работает респондент.
По результатам анализа наблюдается следующая корреляция: сотрудники негосударственных предприятий/компаний более активно используют различные интернет-сервисы в своей трудовой деятельности (53%) по сравнению с сотрудниками государственных организаций (28,9%).
Как же степень активности использования интернет-сервисов зависит от позиции респондента в организационной структуре?
Было выявлено, что в своей трудовой деятельности различные интернет-сервисы используют:
• 80% руководителей высшего звена;
• 52,6% руководителей среднего звена;
• 50,5% специалистов;
• 37,8% рядовых сотрудников.
Перед исследователями стояла задача – провести анализ основных видов деятельности пользователей в Интернете. Результаты данного исследования приведены на рис. 2.
Отношение и степень готовности использования технологий e-Learning
По результатам опроса можно сделать вывод: большинство учащихся (45%), не имея никакого опыта изучения дисциплин с помощью
e-Learning, не могут выразить свое отношение к возможности изучения курсов на базе интернет-технологий. Положительно относятся 35% респондентов, отрицательно – 20%.
Помимо этого большинство потенциальных учащихся (44%) имеют возможность отводить обучению через Интернет 1-2 часа в день.
Сумма, которую они могут потратить, в среднем составляет 300-500 руб./мес.
Какой вывод можно сделать из всего этого?
Если перед вами стоит задача формирования электронных информационно-образовательных ресурсов и предоставления образовательных услуг средствами e-Learning, знание определенных характеристик потенциальных пользователей данных услуг и ресурсов будет только способствовать успеху в данной сфере деятельности.
Лада СЫСОЕВА, директор Центра дистанционных технологий обучения, Российский государственный
гуманитарный университет
Комментарии