Наши черепашки
Лепка – рисунок – поделка из бумаги
“Я люблю работать с детьми младшего школьного возраста, – говорит Светлана трофимова. – Именно в этом возрасте осваивают мир в образах. Моя методика основана на желании помочь детям изображать любимые для них существа: сказочных героев, все, что им мило и дорого”.
…Мир все тот же, но он по-другому понят, прочувствован. Уроки С.Трофимовой включают сведения из истории искусств, анализ художественных произведений и, конечно, творчество детей. И еще. К своим урокам Светлана Валентиновна часто пишет стихи.
Ирина КОШМИНА,
кандидат педагогических наук
За шесть лет работы в начальной школе у меня выстроилась и апробировалась программа 1-го года обучения по изобразительному искусству. Она содержит два раздела. 1-й – “К╡асота вок╡уг вас” – это мир природы. Занятия и практические занятия, в основе которых лежит репродуктивно-творческий метод, находятся в полной связи с днями творения мира и человека. Некоторым посвящается несколько занятий, чтобы полнее и шире представить их.
2-й раздел – “ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК”.
Занятия и задания строятся на рассмотрении многих аспектов связей творчества художника с природой: природа в народном декоративно-прикладном искусстве, в творчестве художников, работающих в различных видах и жанрах изобразительного искусства.
Задания, связанные с изображениями животных и людей, представляется возможным дать сначала в лепке, а затем в рисунке или живописной композиции.
Предлагаю на выбор или “в связке” уроки о черепахе.
“Милая черепашка”
Задачи: форма, обьем, декор
Черепашка лепится не из целого куска пластилина, а по частям – панцирь, 4 шарика для ног, головка и хвостик. Детали соединяются вместе. Величина черепашки – не больше спичечного коробка.
Панцирь украшается половинками горошин, их располагают по кругу, вдавливая пальцем в пластилин.
“Домиком” для черепахи послужит нижняя часть коробки или стакана из-под йогурта либо другое приспособление, ассоциирующееся у детей с замкнутым пространством.
Детям нравится устраивать черепашку в ее домике. Они сами проявляют фантазию: кто лепит ей вторую чашечку, кто травку из пластилина.
В конце занятия составляется круг из черепах на столе, и все вместе говорим “до свидания!”.
“Любопытные черепашки”
Задача: изображение черепахи в среде на плоскости листа
На этом занятии наша черепашка отправляется на прогулку. Ее привлекает весенний цветущий луг. На нем расцвели желтые одуванчики. Луг стал золотым, но черепашка не видит этого – она маленькая. Мы обязательно должны помочь ей увидеть такую красоту!
Нарисуем черепаху не такую, что ползет,
А такую, что летает, будто в небе вертолет.
Хоть такого не бывает, мы не видели пока.
Ей пропеллер нарисуем, а на небе – облака.
Пусть по небу полетает, пусть посмотрит с высоты,
Как под солнцем золотятся одуванчиков цветы.
Хорошо, если учитель сначала напомнит детям, что черепаха выглядит сбоку, снизу и сверху по-разному, и покажет им черепаху, сделанную на предыдущем занятии из пластилина. Затем нарисует ее на доске.
Особое внимание обратить на композицию: вся черепаха с пропеллером должна уместиться в верхней части листа, а линия горизонта не должна быть очень низкой.
После этого можно предложить детям изобразить красивую травку, используя желтый, голубой, синий, зеленый карандаши или мелки, а не один зеленый.
В конце занятия выбираем самых любопытных черепашек.
“Нарядные черепашки”
Задача: сочинение узора в круге
Выразительность этой нетрудоемкой поделки полностью зависит от использованных материалов. Ими могут стать цветная бумага, фломастеры, краски (в отличие от предыдущего занятия, где нет декоративных задач).
Способ изготовления поделки прост: шаблон черепахи обводится карандашом на белой или цветной бумаге, панцирь украшается узором, затем черепаха вырезается по контуру. Голова, лапы и хвост отгибаются вниз.
В любой поделке панцирь окрашивается одним цветом, а лапы, голова и хвост – другим.
Поскольку главным в задании является сочинение узора в круге, то перед тем как приступить к украшению панциря, следует разобрать варианты узора.
Предложите детям выбрать понравившийся им вариант. Важно, чтобы в этом задании они почувствовали соответствие орнамента (узора) форме предмета.
В дальнейшем ученики будут сочинять и более сложные узоры, ведь они уверены в том, что все предметы с узорами нарядней и красивее, чем без них.
“Наши черепашки” – это малая часть большого пути приобщения к чудесному миру природы через изобразительное искусство.
═
Под знаком “Арчимбольдо”
Тема “Портрет”
Как известно, в методике преподавания изобразительного искусства в работе с детьми младшего возраста очень важно найти особый подход, свой собственный творческий метод для успешного выполнения поставленных задач. Не менее важно выбрать путь, по которому и нужно направить фантазию малышей.
В нашем случае речь идет о теме “Портрет”. Она включена во многие программы по изобразительному искусству.
Основная задача урока – не только рассказать о портрете как жанре живописи, но и вызвать особенный интерес к этому жанру, стимулируя на создание собственных работ, привлекая необычный, нестандартный материал. При такой мотивации творческого процесса ребенок, даже не обладающий яркой фантазией, создает работу на более высоком уровне.
Основываясь на том, что малыши имеют в целом общие представления о красоте природы и художественных произведений (для них красиво все то, что ярко, радостно и оптимистично), остановим ваше внимание на творчестве знаменитого итальянского художника эпохи Возрождения Джузеппе Арчимбольдо. Сведения об этом интересном мастере почерпнула из книги Ю.Г.Чиркова “Ожившие химеры” (М. “Детская литература”, 1991 г.).
* * *
Джузеппе Арчимбольдо (1527-1593) известен как автор удивительных портретов, составленных из обилия всего растущего и цветущего на земле.
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо, и его жизнь. Он родился в Милане. Сохранились сведения, что в возрасте 22 лет Арчимбольдо работал помощником своего отца, украшавшего Миланский собор. Отец Арчимбольдо был дружен с семьей живописцев Луини, хранивших рукописи и рисунки Леонардо. Юноша мог видеть там наброски удивительных чудовищ, карикатуры, всевозможные гибриды растений и животных, составлявших человеческие лица. Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти.
В 1562 г. германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II художник получает придворное звание “Мастера празднеств” за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств. Все у императора было особое – и его кабинет, заполненный произведениями искусства и редкостями, и люди – ученые, астрономы, и такой художник, как Арчимбольдо с его особого рода живописью.
Цикл “Времена года” включает четыре портрета. На полотнах “Лето” и “Осень” – композиции из фруктов и овощей, на портрете “Весна” – цветочная композиция, “Зима” – ветвистое дерево с кислым лимоном. У каждого времени года свои признаки.
“Времена года” и “Стихии” (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека.
Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): “Дерево – тоже тело. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать”.
Итак, дары природы – такая же часть мира, как и человек. Человека можно сложить из даров природы, но, конечно, добавив при этом долю добродушного юмора и улыбку к своей фантазии и умению изображать.
Как же творческий метод итальянского живописца претворить на уроке изо в начальной школе? Конечно, в теме “Портрет”, на которую можно отвести в 1-м классе не менее трех уроков. На первом занятии – “Художник-портретист” – происходит знакомство с портретом, как жанром живописи. В качестве практического задания дети выполняют портреты своих мам. Следующие два занятия идут под знаком “Арчимбольдо”. Сначала дети слушают рассказ об удивительном портретисте и рассматривают его работы с чувством радостного возбуждения. Им предлагается на этом занятии только изобразить дары природы. Таким образом приобретаются навыки их изображения, но, главное, ребята должны почувствовать не только красоту, но и своеобразие цвета и формы каждого предмета. Ученики выполняют гуашью декоративную композицию из овощей, фруктов и ягод без предварительного рисунка карандашом.
На заключительном занятии предлагается самостоятельная творческая работа “Портрет времени года”, где проявляются их фантазия, воображение, ассоциативное мышление. Как приятно видеть детей, работающих вдохновенно и радостно!
В задании урока изображается конкретное время года в образе человека (как правило, дети выбирают все, кроме зимы). Характерные для данного сезона овощи, фрукты, ягоды, цветы, травы как бы складываются в единый портрет, подобный человеческому лицу.
Изложим более подробно урок по теме “Удивительный Арчимбольдо”. За створками доски скрыта “тайна” занятия – копии с пяти портретов живописца. Центральная из них, “одетая” в позолоченную раму, выполнена маслом. На учительском столе – крупная плетеная корзина, наполненная муляжами овощей, фруктов, грибов.
Звучит музыка Вивальди “Времена года”, настраивающая на тему урока и близкая по времени к творчеству Арчимбольдо.
“Сегодня, – начинаю я свой рассказ,- звуки этой прекрасной музыки помогут нам перенестись в другое время, удаленное от нас более чем на 400 лет. Музыка поможет представить, что мы идем по залам старинного дворца, стены которого украшены картинами в потускневших золотых рамах. Мы идем, чтобы увидеть картины удивительного художника по имени Джузеппе, а по фамилии Арчимбольдо. Это был знаменитый портретист, он писал портреты с натуры и по памяти, – продолжаю я рассказ, – но прославился портретами, написанными по воображению. С детства Джузеппе любил фантазировать, придумывать то, чего на самом деле не бывает, а когда стал взрослым, то не переставал это делать в своих работах. Теперь мне интересно, действительно ли вы удивитесь, увидев его картины”.
Раскрываю створки доски. Обычно дети очень непосредственно выражают свое удивление, ведь они ожидали увидеть обычные портреты, а таких они еще никогда не видели. Им весело.
“Посмотрите, в центре портрет германского императора Рудольфа II. Император пригласил художника специально, чтобы он поселился во дворце и писал портреты его семьи и знатных особ. Арчимбольдо изобразил Рудольфа II в образе бога садов, сказочного божества плодородия. Весь портрет составлен из даров природы. Какое изобилие плодов и овощей, цветов и фруктов! Это настоящий праздник урожая!
Попробуйте назвать те из них, которые вы узнали. Во лбу – патиссон, на плече – артишок, виноград, вишни, сливы – всего не перечесть. Почувствуйте, с какой любовью и терпением написан каждый цветочек, каждая, даже самая маленькая ягодка, каждый колосок.
Теперь внимательно рассмотрим портреты времен года. Попробуйте узнать каждый из них – где осень, где зима, где весна, где лето? Обьясните, почему вы так думаете? В каждом портрете художник соединил вместе только то, что соответствует времени года.
Познакомившись с работами Арчимбольдо, мы можем с уверенностью сказать, что он удивительный художник.
Его портреты сохранились до наших дней. Очень долгое время почти никто не видел их, потому что Арчимбольдо был не простым, а королевским художником. Его работы украшали дворцы, куда пропускали не каждого, а только очень знатных людей.
Некоторые художники, которые восхищались работами мастера, стали подражать ему, т.е. создавать портреты из даров природы. Такие работы назывались “арчимбольдесками”.
Таким образом, знакомство с творчеством Арчимбольдо преследует не одну-единственную цель.
Цели урока можно сформулировать следующим образом:
– освоение духовно-эстетического наследия мирового искусства;
– углубление представления о творческом процессе как совокупности умения видеть красоту окружающего мира, владения мастерством его изображения, фантазии творчества художника;
– создание “арчимбольдесок” как самостоятельная творческая работа, при которой дети получают полную свободу выбора образов и раскрепощенность фантазии.
Далеко не каждый ребенок наделен безудержной фантазией. Механизм этой способности человека изучен мало, как и вопросы, связанные с психологией восприятия. Тем не менее каждый педагог изо видит, как ярко раскрывается индивидуальность ребенка, когда осуществляется нестандартный подход к развитию его творческого потенциала.
Светлана ТРОФИМОВА,
учитель 1263-й и 324-й школ
Москва
Комментарии