search
main
0

Изобразительное искусство

Это Правда бьется с Кривдою

Образ змееборца в живописи

Тема “Образ змееборца в изобразительном искусстве”, глубокая по своему патриотическому звучанию и формирующая в сознании детей ценность активной жизненной позиции в утверждении добра, заслуживает включения ее в один или несколько уроков изо для учеников 3-5-х классов.

ллюстративный материал позволяет показать образ змееборца, ставшего частью нашей культуры, в различных произведениях искусства: картине, миниатюре, иконе, иллюстрации, плакате, скульптуре.

История русского народа, как и любого другого, хранит глубокие следы, оставленные в ней жестокой и беспощадной силой зла. Это и стихийные бедствия, и нашествия врагов, и бесчисленные междоусобицы. Испытывая на себе тяжелые удары судьбы, народ всегда мужественно сопротивлялся злу, полагаясь на свои собственные силы, но в душе всегда мечтал о чудесных, сверхьестественных силах добра, которые бы защитили его. Поэтому в сказках и былинах он создал образы могучих богатырей, наделенных необыкновенной силой и добротой, бесстрашно сражавшихся за свободу и правду, карая всяческое зло.

“На Руси Родной, на Руси большой не бывать врагу…” – музыкальный фрагмент С.Прокофьева к кинофильму “Александр Невский” переносит нас в былинные времена. Какие же подвиги совершили богатыри? Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Алеша Попович – Тугарина-Змеевича, Добрыня Никитич – Змея-Горыныча. В былинах зло появляется в разных образах, но, какими бы они ни были, с ними приходили несчастье, разорение, смерть.

Посмотрим одну из картин Виктора Васнецова, создавшего яркие образы русских богатырей. Тема борьбы Добра и Зла раскрывается перед нами через поединок Добрыни со Змеем.

Из былины мы знаем, что Добрыня не раз поднимался на гору Сорочинскую да топтал там злых змеенышей, а из полона – плена змеиного выручал множество людей русских. Когда же Змей унес племянницу киевского князя Владимира – Забаву Путятичну, Добрыня сразился со Змеем и победил его. А длилась та битва трое суток да еще три часа. В картине мы не видим победы. Праведный бой в самом разгаре. Художник задумал и написал картину так, чтобы зрители почувствовали большое напряжение сил героя, чтобы сопереживали и верили в победу добра.

Как же появились Добро и Зло? Откуда взялись? Из книги “Русские веды” мы узнаем, как древние русичи представляли себе их происхождение: “До рожденья света белого тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь Род – прародитель наш. Род – родник вселенной, Отец богов. …И родил он царство небесное, а под ним создал поднебесное. Разделил он Свет и Тьму, Правду с Кривдою”. Правду отождествляли с Добром, а Кривду-ложь – со Злом. И были сотворены они такими же противоположными, как свет и тьма, как день и ночь. У Правды появилось свое светлое небесное воинство, а у Кривды – свое. Вот как это описано: “И ударил Бог Сварог – сын Рода небесного тяжким молотом по камню Алатырю и рассыпались искры по небу. Так создал Сварог силы светлые и свое небесное воинство. Подполз к камню Черный змей и ударил по Алатырю тяжким молотом. Посыпались искры черные по всему царству поднебесному. Так родилась сила Черная – змеи лютые, многоглавые и вся нечисть земная, поганая…” “…Что там в небе шумит, что грозно гремит. Это Правда бьется с Кривдою, это жизнь борется со смертью”.

Конечно, мы не можем увидеть с вами изображения этого боя в русском языческом искусстве, но в христианском можем. Прекрасная старая книжная миниатюра “Христово воинство низвергает темные силы в Ад” рассказывает нам в зрительных образах о том, как Светлое небесное воинство во главе с архангелом Михаилом низвергает гордого Сатану со злыми духами за то, что он захотел отнять у Бога власть над миром и распространить повсюду зло. Сатану называли Дьяволом, Драконом или Древним змием. В миниатюре очень выразительно показано их изгнание. Обращенные в бегство всадники и огромный семиглавый змей вот-вот провалятся в черную дыру под натиском светлых сил.

С принятием христианства на Руси появляется много икон. Одной из особенно почитаемых становится икона с изображением Святого Георгия, поражающего копьем язык змея, то есть ложь, кривду, зло. Кем же был этот человек “пленных освободитель и нищих защититель” – так называли его на Руси. (Звучит фрагмент Древнерусской всенощной. Знаменное пение).

Известно, что Георгий жил в Риме в III веке во времена императора Диоклетиана, который ненавидел христиан и уничтожал их беспощадно. Был Георгий знатен и храбр. За храбрость свою получил сан воеводы и служил при императоре. До Диоклетиана дошли слухи о том, что Георгий христианин и проповедует учение Христа. Попытался император уговорить его отказаться от своих убеждений, но не сумел. Тогда велел император заточить храброго воина в темницу, а после истязания – отсечь голову. Приняв муки за веру, Георгий был казнен.

Существует много легенд о Георгии. Одна из них – о чуде, которое совершил он, называется “Чудо Георгия о змие”.

Недалеко от того места, где был похоронен Георгий, находилось большое озеро. В нем жил страшный змей. Жители города – язычники должны были каждый день приносить ему в жертву своих детей. Дошла очередь и до царя. Поплакали, погоревали, да делать нечего – надо царскую дочь на озеро вести к змею на сьедение. Вывели девушку на берег, и стала она, в слезах, дожидаться своей смерти. Вдруг откуда ни возьмись показался всадник на белом коне с копьем в руке. Это был св. Георгий. Осенив себя крестом, помчался он навстречу змею. Ударил змея в пасть копьем, прижал к земле, а конь стал его ногами топтать. Полумертвого змея Георгий связал и оттащил в город. Там он его и убил. Собравшийся народ выбросил чудовище за городскую стену и сжег на огне. На радостях все горожане вместе с царем приняли христианство, а на месте, где произошло чудо, построили церковь в честь своего защитника.

Перед нами замечательные иконы “Чудо Георгия о змие”. Они яркие и торжественные. Иконописцы знали, что цвет в иконе имел всегда определенное значение, и строго следовали этому. Белый и серебряный – означали свет, чистоту, радость; красный – божественную любовь, страдания, мученичество, кровь; желтый и золотой – славу и доброту; черный – разрушение и смерть. Проследите, какие цвета и где использованы в иконах и почему?

Каждый может заметить, что и композиция икон, и их цвета очень схожи с изображением на гербе Москвы. Почему это так?

История Москвы начинается с упоминания ее в летописи в 1147 году. 4 апреля ей исполняется 850 лет. Основал ее князь Юрий Долгорукий, но жил он тогда в ростово-суздальской земле, в богатом городе Владимире, которому и дал свой фамильный герб – золотого льва на красном фоне, как у английских королей. Ведь матерью его была английская принцесса, а отцом – Владимир Мономах. Герб города Владимира – это первый русский герб, он не мог стать и гербом Москвы.

Герб у столицы появился не сразу. Сначала была сделана печать с изображением русского конного воина с копьем. Этой печатью скреплял договорные и духовные грамоты сын Дмитрия Донского Василий вскоре после Куликовской битвы. У князя Ивана III (в середине ХV века) уже появилась печать с изображением конного воина, поражающего змея. Этого воина стали называть “ездецом”. И наши предки видели в нем символ Отечества, а в зловещем змее – поражение врагов русского народа. Защита своей Родины от врагов всегда считалась самой священной обязанностью, а уклонение от этой обязанности – самым позорным поступком.

Эта замечательная эмблема, ставшая впоследствии гербом “коренного российского града” – Москвы, искажалась и переделывалась множество раз, пока в ХVIII веке “Ездец” не превратился в Георгия Победоносца, но символ ее имеет прежнее значение.

(Звучит финал оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”. Колокольный звон).

Образ Георгия Победоносца – возвышенный символ активного добра. Художники и сегодня используют его в своем творчестве, потому что и сегодня Правда бьется с Кривдою. Ведь Добро и Зло существуют и в самом человеке, и каждая мысль его, каждое желание и поступок служат утверждению сил Добра или Зла. И в мирной жизни есть “змееборцы”. Это те, кто не может мириться со Злом. Многие из них отдали свою жизнь в борьбе с ним.

В Москве на Трубной площади установлен памятник из бронзы и мрамора: “Благодарная Россия – солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга”. Скульптура талантливейшего мастера А.А.Бичукова покоряет не только глубоким смысловым, но и поэтическим звучанием. Легкая фигура змееборца, как бы парящая на фоне голубого неба, являет собой воплощение небесных сил добра, сил великих и вечных, так необходимых для существования мира.

В настоящей статье мы не останавливались подробно на деталях урока, не упоминали всех наглядных средств и системы вопросов. Цель – дать общий обзор темы, который может послужить основой для создания других уроков изо по этой теме.

В качестве практического задания можно предложить детям не только рисунок, но и лепку, поделку из бумаги или цветную графику.

Поделка “Змей-Горыныч” (из урока учителя Г.А.Гусевой) изготавливается из двух листов плотной альбомной бумаги и расписывается акварелью. Это увлекательное задание выполняется детьми за два урока. Для крыльев и лап сделайте шаблоны. Сложение головы покажите на крупном листе. Ее затылочная часть, к которой приклеивается хвост-“гармошка”, должна иметь форму квадрата.

Светлана ТРОФИМОВА, преподаватель искусствоведения и изобразительного искусства 1263-й и 324-й школ Москвы

Не говорите никогда того, чего вы не чувствуете. Да не омрачится никогда ложью ваша душа.

Из “благочестивых мыслей”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте