На заочный этап шестой областной акции в оргкомитет поступило 74 проекта из 26 районов области – победителей районных конкурсов. Содержание работ чрезвычайно разнообразно: это обустройство школьной территории, увековечение памяти погибших земляков, решение конкретных экологических проблем и организация досуга молодежи, возрождение исторических, культурных, духовных ценностей.
Наиболее активное участие в акции приняли следующие районы: Кантемировский, Семилукский, Новохоперский, Бобровский, Грибановский, Петропавловский, Ольховатский, Коминтерновский и Ленинский районы г. Воронежа.
На финал акции, который прошел 16 февраля, были приглашены 47 команд. Перечень участников областного конкурса наглядно продемонстрировал разнообразие содержания представленных проектов, а вместе с тем и всю палитру социальной деятельности старшеклассников.
Анализируя качественные характеристики и общественную значимость представленных проектов, необходимо отметить умение авторов сделать аргументированные обоснования, их настойчивость в достижении поставленных целей. В VI акции было много нового, интересного.
Перед началом конкурса прошел парад проектов, который дал возможность старшеклассникам, жюри и гостям наглядно познакомиться с интересными примерами гражданских инициатив школьников в четырех номинациях: «Моя малая родина» (проекты, ставящие своей задачей благоустройство своих территорий), «Живи и здравствуй, луч добра» (проекты, направленные на улучшение духовно-нравственного климата в обществе), «Родному краю желаю» (экологические проблемы, наркомания, вредные привычки), «О прошлом память сохраним» (увековечение памяти об участниках войны и забота о ветеранах).
Среди них особо были выявлены глубокие и интересные социальные проекты, которые стали своего рода эталоном технологичности как для самих школьников, желающих продолжать это благородное дело, так и для педагогов-координаторов, увидевших новые методические линии совершенствования проектной деятельности.
Так, ребята из Стрелецкой школы Семилукского района захотели, чтобы у жителей появился свой печатный орган. Их замысел – «Газета для поселка». В жестких современных условиях разобщенности людей, ограничения доступности для неимущих слоев населения средств массовой информации подростки добились систематического издания газеты для всех жителей поселка, в которой публиковалась бы интересная информация о жизни страны и поселка для всех земляков.
Недетскую проблему приняли на свои плечи учащиеся Заболотовской школы Ольховатского района и Новомартовской школы Кантемировского района, проекты «Мы этой памяти верны»; учащиеся школы №1 Коминтерновского района, проект «Возрождение», подняли вопрос о восстановлении поста №1 на Задонском шоссе. Эстетическое оформление Центра реабилитации детей и подростков стало целью проекта воспитанников Центра детского творчества Грибановского района. Они достойно завершили намеченное, продемонстрировав качества истинных граждан России. В финале областного конкурса впервые приняли активное участие общественные организации «Молодая гвардия», молодежная Правозащитная группа, областной Детский фонд, областной Совет ветеранов и Воронежское городское отделение общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана», представители Воронежской епархии. Первый раз помимо взрослого жюри работало детское.
Впервые в период проведения финала акции был проведен опрос координаторов школьных проектов.
По мнению участников опроса, самыми главными из всех целей и задач социального проектирования являются воспитание у школьников качеств гражданина и патриота своей Родины, выработка навыков социальной адаптации к условиям современной жизни и конкретное решение социальных проблем.
Самым важным для учеников в реализации социальных проектов педагоги считают: приобретение навыков общения с самыми разными людьми; формирование у молодежи гражданских позиций; понимание того, что многие социальные проблемы можно решить конкретными действиями участников проекта; приобретение практических навыков экономического расчета.
Педагоги высказали пожелания об обязательном проведении районных конкурсов, о выпуске специальной литературы по социальному проектированию, необходимости проведения семинаров по обмену опытом и дальнейшей популяризации идей гражданского образования и воспитания. Итоги опроса педагогов свидетельствуют о том, что данная педагогическая технология дает ощутимый социальный и воспитательный результат для гражданского становления молодых россиян.
Отзывы детей, собранные впервые, помогут нам, взрослым, убедиться еще раз в педагогичности и перспективности акции.
Акция «Гражданин Воронежского края – гражданин России» стала самым ярким событием в моей школьной жизни.
Екатерина ЮЛИШИНА,
10-й класс, школа №1, г. Воронеж
Акция объединяет неравнодушных, ответственных людей с высокой гражданской позицией. Очень радостно осознавать, что все эти ребята, как и мы, хотят принести своим трудом людям счастье, сделать их добрее и лучше.
Антон НОВОХАТСКИЙ,
11-й класс, Кантемировский район
Акция для меня – это шанс рассказать о проделанной нами работе, посмотреть, что сделали другие.
Юлия ГОРБАНЕВА,
Это замечательно, что есть такой конкурс, который дает возможность взглянуть на мир нашими, детскими глазами и поменять его хоть немного в лучшую сторону.
Никита ПАУКОВ,
11-й класс, школа №5, г. Воронеж
На мой взгляд, все было хорошо. Отличный конкурс! Хорошие организаторы, интересные ведущие, великолепный концерт. Мне хочется, чтобы таких соревнований было побольше, болельщиков и участников тоже.
Ольга ДЕЙНЕКИНА,
10-й класс, Грибановский район
Я горжусь тем, что мы, школьники, можем решать проблемы не только на уровне школы, но и на уровне села, дарить радость людям.
Петр ЗАХАРОВ,
11-й класс, Грибановский район
Позитивно оценивая организацию, методическое сопровождение областной акции и проведение ее финала, следует отметить ряд проблем, требующих внимания со стороны органов управления образованием районов. Пока еще не везде проводятся районные конкурсы социальных проектов школьников, потому в оргкомитет нередко приходят не проекты, а творческие отчеты коллективов за долгий период. Было бы целесообразным в районах перед поездкой на финальную часть конкурса организовывать встречи с координаторами проектов-участников предыдущих акций, которые смогли бы рассказать о специфике их проведения, особенностях подготовки «визиток» команд, работе над оформлением портфолио.
Состав жюри тщательно подбирается оргкомитетом и утверждается руководителем Главного управления образования Воронежской области Я.Львовичем, но некоторые члены жюри, поработав с документами, присланными на заочный этап, на финал вместо себя прислали своих педагогов, объяснив свое отсутствие занятостью. О каких гражданских качествах после этого можно говорить?
В рамках дальнейшего распространения опыта технологии социального проектирования, привлечения новых педагогических кадров необходимо изучить опыт отдела по образованию администрации Кантемировского района, где каждое образовательное учреждение участвует в социальном проектировании.
Для дальнейшего развития в области социального проектирования школьников, как одной из эффективных форм гражданского становления молодежи, необходимо на различных уровнях власти поддерживать эту деятельность педагогов и учащихся, помогать в реализации интересных проектов, содействовать знакомству с ними общественных организаций и деловых кругов. Добиваться на областном телевидении и радио выделения эфирного времени для программ гражданско-патриотического воспитания и пропаганды здорового образа жизни.
Галина РОСЛЯКОВА, директор областного Центра гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи
Комментарии