search
main
0

Издательское дело

Знакомство с профессией благодаря ИКТ

Знакомство учащихся с будущими профессиями начинается еще в дошкольный период и сопровождается стихами и сказками, играми и песнями.

В начальной школе пробуждается больший интерес к тому или иному предмету посредством выполнения интерактивных заданий, в средней школе на разных уроках дети уже начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии, посредством ролевых игр, участия в мероприятиях школы и в кружках. В старшей школе выбор будущей профессии становится уже ближайшей целью и приоритетом при поступлении в вуз.

Школьная профессиональная ориентация актуальна и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов, поскольку в современном мире требования к профессиональной подготовке человека неуклонно растут.

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии должна интегрироваться в учебно-воспитательный процесс, она должна быть нацелена на формирование у детей готовности к труду, на воспитание качеств и способностей для дальнейшей профессиональной деятельности. И, конечно, школа должна поддерживать и развивать это направление. Участие в урочных и внеурочных мероприятиях школы дает дополнительные навыки сотрудничества, коммуникации, творчества, организации себя, своего времени и сил, навыки критического оценивания своих действий и навык достижения цели. Это все, безусловно, пригодится в будущей профессиональной деятельности.

Поскольку одной из задач является формирование у учащихся представлений о требовании той или иной специальности, то дать им возможность немного окунуться в мир выбранной профессии является вполне достижимой задачей в школьном процессе.

В школе №45 уже не первый год применяется такая практика в урочной деятельности на предмете ИКТ.

В частности, в 6‑х классах изучается технология создания буклетов, афиш, программок, журналов, газет. На первом этапе выстраивается индивидуальная работа по созданию печатной продукции, правда, при этом дети уже могут объединяться в группы по выбранной теме.

Можно проводить работы по созданию театральной печатной продукции, тем самым пропагандируя какую-либо театральную постановку (возможно, даже и зарубежную). При этом дети обязательно вне уроков должны сходить в театр (с родителями, с классом или просто с друзьями), посмотреть спектакль или другое театральное действие. В этом случае урочная и внеурочная деятельность смыкаются. Объединяясь в группу и разделив между собой виды продукции (программка, буклет и афиша), дети учатся сотрудничать, выбирая общий стиль, передавая друг другу фотографии и тексты. Верстка при этом происходит в одной из программ, которую дети должны освоить самостоятельно.

Теперь уже можно переходить к групповой работе, к созданию собственной газеты. Учащиеся объединяются в группы по теме газеты, группы называются издательствами. Темы могут быть разными в зависимости от интересов детей, от общих событий в школе, от событий в стране и в мире.

Например:

– «Классный журнал» освещает события в классе;
– «Музеи, парки, усадьбы» рассказывают об одном из культурных памятников Москвы и Подмосковья, объединяясь при этом с олимпиадным движением по данной тематике;
– «Мое хобби» представляет интересные увлечения участников группы;
– «К юбилею любимой школы» собирает воедино материалы по истории и современности школы, о любимых учителях, предметах, интересных случаях;
– «75‑летие Победы в Великой Отечественной войне» ведет рассказ о событиях тех лет.
Каждая группа-издательство подбирает свое уникальное название для издательства и для газеты. В группе происходит распределение ролей в зависимости от количества участников (3-4 челове­ка):
– редактор отвечает за все в группе, контролирует весь процесс, делает сам или поручает другому создание обложки газеты;
– бильдредактор отвечает за макет, за качество иллюстративного материала у всех членов группы;
– корректор проверяет орфографические ошибки, ошибки набора текста в статьях;
– технический редактор проверяет соблюдение единого стиля;
– корреспонденты собирают материал и готовят его к производству в электронном виде;
– верстальщики создают образ газетных полос.

На начальном этапе составляется план номера: каждый в рамках общей темы группы выбирает свою подтему, жанр статьи, пишет анонс и цель ее создания, все собирается в единую таблицу «План номера». Далее собирается материал: в этом случае могут быть задействованы уроки русского языка, на которых учащиеся пишут свои статьи. На этих же уроках может происходить и знакомство с литературными жанрами. Или, если тема сложная (например, о войне), материал собирается на просторах Интернета или из личного семейного архива. На данном этапе все в группе являются корреспондентами. На следующем этапе каждый себя пробует в роли бильдредактора при создании макета страницы и потом исполняет роль верстальщика, верстая свои материалы на личной странице. Верстка происходит в издательской программе Scribus. В конце работы технический редактор собирает все странички в единый документ. Представлять свои газеты ребята могут на классных часах, на собраниях, посвященных выбранной теме.

Работа имеет достаточную продолжительность по времени и рассчитана на несколько уроков. Для уровня 6‑го класса это достаточно сложная работа по взаимодействию в коллективе. Требуется умение выслушивать мнение другого и уступать при выборе названия, подтемы, общего стиля газеты, при распределении ролей; подчиняться и брать на себя ответственность за общее дело. Работа с источниками информации, работа с издательской системой уже заставляет вырабатывать в себе начальные профессиональные навыки в журналистском и издательском деле.

Несмотря на трудности групповой работы и взаимодействия в коллективе, несмотря на обиды и критику, ребятам работа нравится. Они с удовольствием общаются, разбираются с тонкостями использования программы Scribus и даже не замечают, как вырастают профессионально, крепчают духом. Они пробуют себя в профессии и, возможно, определяют свое будущее.

Елена ЛЕМЕШКО, учитель ИКТ школы №45

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте