Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Из замкнутой системы – в открытую. Таковы требования времени

Учительская газета, №51 от 20 декабря 2005. Читать номер
Автор:

Когда 6 лет назад Ирину Жигалову назначили начальником областного Департамента начального профессионального образования, долги системы по коммунальным платежам, методической литературе и прочим статьям составляли более 120 миллионов рублей. Но трудностей Ирина Александровна не испугалась. К тому времени она уже была кандидатом исторических наук, 12 лет отработала в Кемеровском государственном университете культуры и искусств, в Департаменте образования, наконец, в Департаменте науки и высшей школы. Все это позволило Ирине Жигаловой вместе с единомышленниками, работниками системы НПО, осознанно и грамотно развивать профессиональное образование, преодолевая кризисные явления и находя новые финансовые и организационные механизмы. Сегодня лауреат Премии Президента РФ в области образования Ирина Жигалова возглавляет Департамент науки и профессионального образования Кемеровской области и учебно-методическое объединение НПО Сибирского федерального округа, и такое доверие коллег свидетельствует о том, что Кузбасс явно лидирует, выстраивая свою политику по подготовке рабочих кадров.

– Ирина Александровна, что помогает вам в работе?

– Во-первых, то, что мы, администраторы и работники профессиональных образовательных учреждений, действуем не каждый сам по себе, а сообща, и это позволяет добиться многого. Во-вторых, и, может быть, в главных, – то, что областная администрация и лично губернатор Аман Тулеев проводят по отношению к профессиональной школе продуманную, целенаправленную политику, реализуя целый комплекс гарантированных социальных льгот. Немногие регионы могут этим похвастаться. Не секрет, что в учреждениях НПО обучается большое количество детей из малообеспеченных и неполных семей, детей-сирот, которые нуждаются в поддержке, поэтому лучшие учащиеся получают губернаторские стипендии, выпускники – льготы на приобретение жилья, а выпускники-сироты – бесплатное жилье; реализуется программа материальных поощрений, среди которых вручение областной награды «Надежда Кузбасса» вместе с денежной премией; из областного бюджета на развитие материальной базы общежитий выделяется 10 миллионов рублей; единственная в России Кемеровская межвузовская поликлиника получает дополнительно 1 миллион 200 тысяч рублей; ребята могут лечиться в стационаре, пользоваться дорогостоящим диагностическим оборудованием; для отдыха детей выделяются значительные суммы: например, в этом году мы получили 7,5 миллионов рублей, и ребята отдыхали в Сочи, в Анапе, в Кузбассе на турбазе «Ашмарино», в санатории «Борисовский», в летних лагерях при училищах. Если прибавить ко всему этому то, что большая часть выпускников трудоустраивается на промышленных предприятиях области, то понятно – образ системы НПО в глазах общества меняется в лучшую сторону.

– Как известно, Президент РФ своей премией высоко оценил модель социального партнерства по подготовке рабочих кадров для металлургии. В чем, на ваш взгляд, уникальность этой модели?

– На конкурс была представлена модель социального партнерства профессионального лицея №19 и ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат», суть которой – взаимодействие крупнейшего промышленного предприятия с образовательным учреждением в формировании профессиональных компетенций рабочих-металлургов. Это хороший пример того, как в сегодняшних условиях можно не только сохранить все лучшее, что было в отечественной профессиональной школе, но и развиваться в соответствии с потребностями нового времени. Почему мы предложили такую модель, понятно всем, ведь сотрудничество может осуществляться только на взаимовыгодной основе, когда требования к выпускнику, разработанные специалистами лицея и комбината, учитывают все профессионально важные для работодателя характеристики, когда работает система мониторинга качества подготовки выпускника в условиях социального партнерства, когда используется рейтинговая оценка деятельности профессионально-педагогических работников, получающих денежное вознаграждение за качество подготавливаемых специалистов. Работодатели, реально участвуя в учебном процессе и оценивая качество подготовки рабочих кадров, получают таких рабочих, которые необходимы комбинату. Педагоги и обучающиеся благодаря финансовой заинтересованности в качественной подготовке и системе социальной защиты чувствуют уверенность в завтрашнем дне, заинтересованы в профессиональном росте. В этом мы видим главный «плюс» модели, которая уже внедряется и в других образовательных учреждениях Кемеровской области. Профессиональное образование из замкнутой системы превращается в открытую для работодателей, социальных партнеров. Развитие социального партнерства подкреплено серьезными нормативными региональными актами, начиная от Закона Кемеровской области «Об образовании» и заканчивая решениями, распоряжениями областной администрации.

Сегодня совместными усилиями ученых и практиков разработана (и уже прошла согласование в администрации Кемеровской области) отдельная большая программа развития всего профессионального образования Кузбасса, где учтены точки взаимодействия НПО, СПО и ВПО в плане развития непрерывного образования, создания образовательных комплексов, совершенствования материальной базы. Документ выдержан, как мне думается, в духе времени и позволит решить в первую очередь проблему повышения качества профессионального образования.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту