Пожалуй, никто лучше не разбирается в Уголовном кодексе, чем тот, кто его нарушает. Перед опытными зеками пасуют даже профессора права. Ведь последние изучали его только в теории, а заключенные освоили многие вещи в совершенстве еще и на практике. Почему бы не воспользоваться глубиной их юридических знаний.
По просьбе Министерства внутренних дел России Московский государственный индустриальный университет решил провести уникальный в своем роде эксперимент: вооружить пребывающих в местах не столь отдаленных дипломами юристов и менеджеров. Первый выпуск специалистов-заключенных учреждения УУ-163/2 ГУВД города Зеленограда Московской области состоялся в прошлом году. Приехавшие на церемонию журналисты шутили: раньше выпускали заключенных со справкой, а теперь с дипломами юристов. В колонии был создан учебно-методический центр дистанционного обучения осужденных и тех, кто их охраняет, а его учредителями стали несколько организаций, среди них – Ассоциация инженерного образования России, Московский автомобилестроительный институт, Межгосударственный университет “Рутения”, Главное управление исполнения наказаний МВД России, Управление исполнения наказаний ГУВД Московской области и учреждения УУ-163/2 ГУВД Московской области.
– Это было совершенно новое для нас дело, – признается Юрий Демин, проректор по дистанционному обучению МГИУ. – Прежде всего необходимо было создать учебный центр. Ведь у обычного дистанционного студента, как правило, есть видеомагнитофон и компьютер, он может пользоваться библиотекой. А заключенному даже учебник нельзя брать с собой в камеру, заниматься он может только в учебном классе. Поэтому все началось с того, что мы создали учебный комплекс на территории колонии, оснастили его всеми необходимыми техническими средствами: компьютерным классом, залом с телевизорами и видеомагнитофонами, библиотекой. В этом нам очень помог Институт стали и сплавов. Второй, не менее важной проблемой, – продолжает Юрий Никитич, – была организация самого учебного процесса.
Мы долго ломали голову – как обучать заключенных и тех, кто их охраняет, – раздельно или совместно. В конце концов решили посадить и спецконтингент, и сотрудников колонии в одну аудиторию. И жизнь показала абсолютную правильность нашего решения. Знаете, что любопытно – успехи заключенных значительно выше, чем сотрудников колонии. Я объясняю это тем, что у работников колонии слишком много отвлекающих факторов: работа, семья. А тем заключенным, кто поставил себе цель получить диплом, фактически ничто не мешает – у них, благо, бездна свободного времени, так что они могут детально разобраться в любой учебной ситуации. Мы обучаем их четыре года и выдаем диплом бакалавра. Желающие могут продолжить учебу в Москве и после года-полутора стать магистрами. Между прочим, у нас было несколько случаев, когда заключенный получал диплом бакалавра, освобождался и приходил к нам, чтобы продолжать учиться.
– Какие требования вы предъявляете к своим студентам из зоны?
-Такие же, как и ко всем остальным абитуриентам: необходим документ о среднем образовании и, разумеется, нужно сдать вступительные экзамены. Наша приемная комиссия выезжает в колонию.
– Сколько человек обучается у вас за решеткой?
– Каждый год мы принимаем 80-100 человек: пятьдесят на пятьдесят – спецконтингент и сотрудники. Причем заключенные приравниваются к бюждетным студентам и учатся целиком за счет государства.
– Скажите, за какие преступления осуждены ваши подопечные?
– Самые различные. Правда, здесь находятся лишь те, кто совершил преступление впервые.
– А не было ли сложностей с преподавателями, наверняка не все из них горели желанием ехать в зону?
– С этим мы сталкивались только в самом начале работы, у некоторых преподавателей действительно существовали психологические барьеры в этом плане. Между прочим, заключенные очень уважительно относятся к ним, и за все время нашей работы с 1995 года не было ни одного неприятного происшествия. Правда, наши преподаватели неоднократно заявляли: в Москве гораздо легче работать, чем в зоне. Люди, которые попали сюда, Уголовный кодекс знают лучше, чем те, кто их этому обучает. Поэтому к каждому занятию приходится тщательно готовиться, ведь зачастую студенты задают такие вопросы, которые ставят в тупик даже профессоров.
– Но, насколько я знаю, ваши выпускники, получившие диплом по специальности “юриспруденция”, не смогут работать, к примеру, прокурорами?..
– Да, есть небольшие исключения по тем должностям, которые они смогут занимать. Но запрета на получение юридического образования тем не менее в нашей стране не существует.
– Вы не собираетесь расширять набор специальностей для заключенных?
– С удовольствием, но ведь дистанционное обучение не из дешевых. Все зависит от того, будет ли нас и дальше поддерживать государство. Пока что, можно сказать, эксперимент удался. Кроме того, дистанционная форма обучения больше всего приспособлена к гуманитарным специальностям.
– Вы наверняка пионеры в таком необычном деле?
– Точно сказать не могу. В Москве – да. А в Санкт-Петербурге с заключенными работает Санкт-Петербургский политехнический университет.
– Согласитесь, работу сейчас найти трудно даже обычному выпускнику вуза, не то что заключенному. Возьмут ли ваших студентов куда-нибудь на работу, зная, что за их плечами судимость?
– Я думаю, это будет зависеть от личных и профессиональных качеств. В свободном плавании находятся сейчас все выпускники, не только наши. Мы статистики, кто куда устроился, не ведем. Единственный критерий эффективности нашей работы – если люди к нам идут, значит, потом они находят нормальную работу. А иначе нам просто некого было бы учить.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии