search
main
0

Из вуза – в люмпены? Перепроизводство узких специалистов становится все очевиднее

Интеллектуальная, культурная, духовная основа любого человеческого общества зависит от образования, его качества прежде всего. Однако именно по качеству – есть такой рейтинг – Россия занимает лишь 27-е место. В чем оно состоит? Это прочные знания и высокий уровень владения умениями и навыками, степень постижения культурного наследия, востребованность выпускников, их конкурентоспособность на рынке труда.

Преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом. У нас в высшем образовании остается много проблем, которые требуют неотложного решения, иначе мы отстанем от развитых государств на десятки лет. Пора признать, что наши выпускники отличаются низким уровнем подготовки. Многие студенты не нацелены на учебу, и значительная часть их напрасно проведет четыре-пять лет в вузах. Особенно это касается тех, кто учится на гуманитарных факультетах. Они не смогут устроиться на работу, что естественно. Сегодня при всем желании мы не можем содержать излишки так называемых белых воротничков.Сейчас в России 57% молодых людей имеют высшее образование. Такой высокий уровень существует только в Японии и Южной Корее. Ситуация с излишком специалистов чаще всего возникает при отсутствии четкой и точной обоснованности их подготовки, а это ведет к снижению ее качества. В итоге лишние специалисты пополняют ряды безработных. Они занимают свободные места рабочих или же торгуют в магазинах, распространяют рекламу, становятся коробейниками, водителями такси и т. д. О тех, кто занимает места станочников, можно сказать, что они меняют белые воротнички на синие. Это явление дорого обходится обществу.В 2017 году дефицит рабочих мест составит 83%, то есть большинство дипломированных специалистов работы по специальности не найдут. Перепроизводство людей с высшим образованием становится все очевиднее. И тем не менее большинство родителей ориентируют своих детей на учебу в вузах. Судя по опросам, 80% выпускников школ мечтают получить диплом о высшем образовании, хотя и не надеются работать по той профессии, к которой готовятся. Почему же тогда такое заведомо обреченное на неуспех стремление не снижается? Каждому пятому абитуриенту, кроме родителей, советуют друзья, но многие к такому выбору приходят самостоятельно. У многих юношей по-прежнему актуален мотив: поступив в вуз, сможешь «откосить» от армии. А еще это способ продлить детство. Пять лет беззаботной жизни – и диплом за это получишь. Скажем, коммерческие вузы, по существу, легализовали покупку дипломов.У студентов педагогических университетов проблем с трудоустройством нет: рабочих мест полно. Но их выпускники идут работать куда угодно, только не в школу. И не всегда из-за зарплаты. Еще во время практики многие начинают понимать, что учить детей – это не для них. Да, это труд, в том числе и труд души, к чему они не способны, потому что выбирали профессию не по призванию. Выпускники педвузов идут и на предприятия, и в торговлю, и в бизнес, где часто меньше ответственности, да еще и лучше платят (хотя все эти отрасли ни копейки не вложили в их обучение). Другие, получив дипломы, уезжают за рубеж.Что привлекательного в высшем образовании, скажем, для китайцев? Они таким путем надеются повысить свой социальный статус. У них активность к познанию очень высока в детские и юношеские годы, но практически отсутствует в зрелости. Американцы (46%) благодаря учебе в вузах надеются повысить свой интеллектуальный и культурный уровень. Они привержены к индивидуальным методам познания, их активность увеличивается с возрастом и не ослабевает в течение всей жизни. Россияне же учат в основном те предметы, которые им предлагает вуз, на дополнительное образование нацелены лишь 8%.Российские студенты из всех дисциплин предпочитают английский язык. Однако наши исследования показали, что четыре из десяти бизнес-сотрудников не обладают даже базовыми знаниями по этому языку, необходимыми для ведения переговоров с иностранными партнерами. Качество образования зависит от уровня подготовки самих преподавателей вузов, уровня оснащения кабинетов современным оборудованием, готовности самих студентов получать знания.Есть еще одна причина низкого качества подготовки специалистов – это, к сожалению, довольно распространенное нежелание учиться, которое проявляется еще в школе, чего не было в советские годы. Особенно это касается гуманитарных факультетов. По данным Международной организации труда при ООН, в России уровень безработицы реально составляет 16%, а в некоторых регионах доходит до 40%, и среди безработных преобладают люди с дипломами.Атмосфера, когда молодым людям на все наплевать, заразительна. Говорят, что нынешняя система высшего образования порождает люмпенов. Вузы выпускают специалистов, обладающих необходимыми знаниями в лучшем случае на 30%. А ведь высшее образование – один из критериев успешности государства среди других стран. Инженеры, которые сегодня приходят на предприятия, по своему уровню подготовки в несколько раз слабее молодых специалистов прошлых десятилетий.И это касается не только промышленности, а и всех отраслей нашего хозяйства. Мы не только топчемся на месте, мы продолжаем отставать от европейских стран. И это будет продолжаться до тех пор, пока не решится вопрос о единых правах и обязанностях всех вузов – как государственных, так и негосударственных. Скажем, пропуск занятий в государственных вузах без предоставления соответствующих медицинских справок (что стало обыденным явлением) приучает студентов к необязательности, у них формируется такое же отношение ко всему – и к будущей работе, к будущей семье.И еще одна проблема (среди прочих) – в государственных вузах у преподавателей по-прежнему нищенская зарплата.​Наталья СИНЯГИНА, доктор психологических наук, профессор, директор ФГБНУ, эксперт Всемирной ассоциации «Успешное общество»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте