search
main
0

Из варяг в греки, или Путь к себе

По не тихой реке Ловать в Новгородской области сплавлялась на резиновых лодках дружная команда… Собрались в ней 46 человек – люди самые разные. Взрослые и дети. Прихожане церквей Великого Новгорода и атеисты. Новгородцы, петербуржцы, иркутяне и ярославцы. Что объединило участников водного похода?

Его инициатором уже девятый год подряд становятся прихожане новгородской Церкви Успения Пресвятой Богородицы – взрослые разных профессий со своими детьми. Но верующие не отказывают никому, кто желает присоединиться к их дружной компании. Условий, собственно, только два: наличие своей лодки, а если ребенок отправляется в поход без родителей, ему должно быть 12-13 лет. Поэтому зачастую складывается ситуация, когда во время утренней молитвы, творимой среди лесных красот, кто-то стоит в сторонке от основной массы молящихся и ждет. И все-таки, я думаю, именно вера объединяет тех, кто ежегодно отправляется в непростой поход по древней Ловати. Если верой называть стремление людей жить чисто и хорошо…

В седьмой раз в этом водном походе участвует команда учеников и преподавателей из  Ивановской школы Борисоглебского района Ярославской области. Школу эту в Ярославской области (да и во многих областях России, где о ней известно) педагоги зачастую называют «Школой Мартышина», по имени ее директора.

Чтобы понять, что движет учениками Ивановской школы, когда они каждый год отправляются в далекое путешествие на Новгородчину, нужно понять Владимира Мартышина.

В 1993 году успешный по всем привычным нам понятиям столичный журналист, заведующий отделом журнала «Москва», член Союза писателей Владимир Мартышин вместе с супругой-филологом и тремя детьми переехали из Москвы на постоянное жительство в село Ивановское Ярославской области. Владимир Сергеевич устроился в Ивановскую школу учителем истории, его жена Татьяна стала преподавать там же русский язык и литературу. Свое решение Мартышины объяснили друзьям тем, что ощутили – в городе они не смогли бы воспитать своих детей полноценными, нормальными людьми.

Через два года Владимира Мартышина единодушно избрали директором школы. Для того, чтобы описать концепцию, по которой живет с тех пор Ивановская школа, необходима большая и подробная отдельная статья. А сейчас кратко расскажу о том, что новый директор разработал особую идею  «Школы целостного развития». Идея не просто прижилась – обрела массу последователей. За годы, прошедшие с тех пор, в Ивановское переехало на постоянное место жительства более ста человек. Большинство нынешних учителей Ивановской школы – приезжие из всех уголков бывшего СССР: от Чукотки до Приднестровья. Почти все горожане. В Ивановское ехали целенаправленно: работать под руководством Мартышина. Другие прибывали сюда целыми семьями, чтобы учить своих детей «у Мартышина». Не жилье и не зарплата каждый год привлекает в Ивановское новых педагогов и родителей.  Бывшая когда-то бесперспективной по мнению местных властей школа наполнилась новыми учениками, приехавшими из разных регионов страны, по одной причине – люди нашли в воспитательных идеях Мартышина нечто, близкое им по духу. Рискну утверждать – то, чего остро не хватает обычной современной школе.

«Наша школа имеет духовно-нравственную направленность», – объясняет Владимир Мартышин. – «Отсюда, естественно, – огромный блок патриотического воспитания. В частности, у нас создан большой кадетский корпус. Ребятам была нужна настоящая патриотическая работа. Поэтому 8 лет назад мы впервые приехали на Новгородчину. Вначале для того, чтобы участвовать в экспедициях в составе новгородской поисковой организации «Долина». С тех пор ездим с этой целью сюда каждый год, порой дважды -весной и летом, так что в целом уже участвовали в 13 экспедициях «Долины». На территории Новгородской области шли ожесточенные бои в Великую Отечественную, здешняя земля хранит множество незахороненных останков солдат. За прошедшие 8 лет отряд нашей школы обнаружил 287 останков. В нынешнем году весной подняли троих солдат, а сейчас, летом, – 11 человек, нашли два медальона, сейчас их расшифровывают. Ну, а по окончании поисковых экспедиций, которые мы проводим летом, наш отряд присоединяется к новгородцам в походе на лодках по реке Ловать. Этой, походной, традиции уже семь лет».

Про кадетский корпус в школе Мартышина – буду и я называть ее так – еще до похода была наслышана от новгородских учителей (их в составе команды, сплавляющейся по Ловати, довольно много). Новгородцы поделились со мной информацией: к Мартышину «на исправление» родители из разных регионов часто отправляли трудных подростков – таких, с кем отчаялись уже работать и обычные школы, и мамы-папы. Кто-то решался на такой шаг, как переселение всей семьей в Ивановское, лишь бы удержать ребенка от дальнейшего нравственного падения.  Подростки, которые приходят в Ивановскую школу, попадают в атмосферу, разительно отличающуюся от духа тех учреждений образования, в которых они учились раньше. Есть здесь, например, такие образовательные предметы как «Добротолюбие» или «Отечествоведение», ведущиеся по авторским программам Владимира Мартышина (для последнего Владимир Сергеевич написал учебник «Моя родословная», получивший одобрительный отзыв Российского генеалогического общества). Ученики школы начинают изучение истории своей страны с истории собственной семьи. В основу преподавания положена методика «расширения горизонтов» Песталоцци. В «Школе целостного развития», созданной Мартышиным, духовно-нравственное воспитание имеет самые разные аспекты. Ведь целостность предполагает развитие всех качеств в юном человеке, разносторонность. Поэтому в равной степени здесь уделяют внимание и патриотическому воспитанию, и эстетическому, и экологическому. С 1 по 10 классы преподается краеведение по методике Песталоцци. В школе создан свой огромный музей, собраны экспонаты, привезенные из поисковых экспедиций по новгородскому краю, – музей воссоздает передовую фронта с проволокой, «ежами», блиндажами, дзотами. Эстетический цикл в преподавании очень велик – это живопись, музыка, хореография, сопровождающая учеников все 11 классов. Большое внимание уделяется словесности: в частности, преподается старославянский язык, риторика, каллиграфия. Многие ученики и педагоги школы Мартышина исповедуют православие. Но учатся здесь и дети из мусульманских семей, а среди учителей Ивановской школы есть атеисты.

«Сплавы по реке и поисковые экспедиции – это тоже своего рода «исправление» трудных детей?» – задаю я каверзный вопрос Владимиру Мартышину. – «Здесь ведь должно быть так – один за всех и все за одного?!». «Конечно, воздействие есть», – отвечает директор Ивановской школы. – «Но дело в том… А кого считать трудным подростком? Мы считаем трудным того, кто ворует, пьет, гуляет. А кто черствый душой, того мы не считаем трудным. Понимаете, необходимо как-то «разморозить» современных детей! Черствость, скопидомство, жадность, другие нехорошие качества – вот что нужно считать свойствами трудного подростка. А не считать трудным того, кто, допустим, где-то оступился. Это гораздо серьезнее! Вся наша страна сейчас состоит из трудных дядь и теть, которые заняты материальным обогащением. Очень часто именно с детьми из обеспеченных семей, где привыкли жить на широкую ногу, сложнее всего работать. Да что мы хотим, если у нас официальная линия – образовательная, воспитательная – направлена на так называемую успешность!? На успешность какую? Не на успешность, чтобы сделать доброе дело, помочь людям, то есть не на духовную, а на личную успешность. А ведь это порочно. То есть то, что было в прежние времена порочным, сейчас считается успешным. Наша школа ориентирована на такие вещи, как милосердие, добрые русские традиции, которые процветали прежде в обществе. А материальные отношения в подобных походах, экспедициях отходят на второй план. Вот в поисковой экспедиции, например, нужно преодолеть брезгливость при поднятии останков, работать в болоте, с комарами. В этом году дожди были сплошные, очень трудной стала экспедиция с детьми на болото Сучан, которое считается непроходимым».

На мой вопрос, есть ли трудности при организации таких самостоятельных экспедиций, как поисковые работы, Владимир Мартышин, подумав, отвечает: «Очень часто, да практически все время, дети ездят за свой счет. Такие походы, как сплавление по реке – это все-таки больше отдых, а вот поисковые экспедиции – это важное государственное дело. Такие добровольные отряды, как наш, проводят поиски погибших солдат, самостоятельно закупая амуницию, питание, тратя денежные средства на проезд. Организация «Долина» не может нас финансировать, она лишь является главным организатором поисков, предоставляя нам карты, саперов. Чтобы дети не ездили за свой счет в такие экспедиции или не искали попечителей, наверное, должны поработать муниципальные власти. Нынче, правда, нас ярославские власти впервые профинансировали – но не как поисковую экспедицию, а как выездной летний детский лагерь. Я надеюсь, что это будет продолжаться. Но если нам выделять средства как лагерю, то можно делать это только летом, а весенние поисковые экспедиции с «Долиной» не будут финансироваться. Необходимо решать этот вопрос».

Шестидневный поход по реке Ловать, стартовав от города Холма Новгородской области, завершился в селе Селеево. Содержал он в себе массу событий. Помимо искусства удерживать лодку на плаву при прохождении бурных течений (было решено плыть в день по 20 километров), участники похода научились ставить палатки (в том числе во время дождя), играть на гитаре, устраивать в землянке походную баню, варить земляничный компот… Поскольку много времени проводили на твердой почве на привалах, была возможность устраивать соревнования по футболу и театрализованные представления. Кто-то с удовольствием побеседовал со старожилами окрестных деревень и сел, а часть верующих совершила пешее паломничество на могилку новгородского подвижника праведного Герасима, покоящегося на кладбище деревни Блазниха. В походе и впрямь один за всех и все за одного – поэтому каждый по очереди дежурил по кухне, занимался благоустройством территории берега, на которой высаживались, сбором грибов и ягод, рыбалкой. Только в таком походе, нужно сказать, еще встречаются речные берега и лесочки, не загаженные, уж извините, другого слова не подобрать, многочисленными пешими туристами. Ведь подобраться к этим местам можно только на лодках… Оттого-то берега Ловати в июле полны черникой, земляникой и лисичками. Чисто здесь! Чисто и хорошо…

Первоначально этот очерк я хотела назвать «Вдоль по речке, по реке…» Владимир Мартышин мягко, но настойчиво сказал: «Что вы! Здесь нельзя снижать пафоса. Это ведь не простой путь, по которому мы идем, и выбран он не случайно»!

Как указывается в «Повести временных лет», «бе путь из Варягъ въ Грекы, и изъ Грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское».

Ловоть в древнерусском источнике – теперешняя Ловать, Илмерь – новгородское озеро Ильмень. По пути из варяг в греки, о котором говорит «Повесть временных лет», прошел, по преданию, апостол Андрей Первозванный, которого считают покровителем мореплавателей. Возможно, это обстоятельство учел Петр I в 1699 году при учреждении русского военно-морского флага, когда выбрал для него изображение голубого Андреевского креста. А в 1899 году по «великому водному пути» к Новгороду по Ловати совершил свой поход знаменитый русский философ и художник Николай Константинович Рерих.

По пути из варяг в греки прошли и наши современники, педагоги с детьми. Вместе с историей вспомнили и географию: ученики из школы Владимира Мартышина, в частности, привезут в Ивановское после похода новые научно-исследовательские работы, посвященные изучению геологические разрезов высоких, подмытых водой берегов Ловати.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте