search
main
0

Из школы в заповедник. В России подведены итоги уникального проекта, который делает экологическое образование практико-ориентированным

В Год экологии в стране возникли и получили новое развитие многие образовательные проекты, связанные с популяризацией знаний об окружающем мире. «Заповедная смена» выделяется среди остальных. Во-первых, потому что этот проект придумала компания En+ Group – ведущий мировой производитель гидроэлектроэнергии и алюминия. Ее цель в этом проекте – показать школьникам, что бизнес может и должен преследовать не только свои интересы, но и ответственно относиться к природе. Во-вторых, площадки проекта – это заповедники России, и это не случайно, потому что именно в этом году заповедной системе России исполняется 100 лет. Какие еще особенности отличают «Заповедную смену», нам рассказала ее непосредственный участник – директор московской школы №2086 Елена ОРЛОВА.

– Елена Владиславовна, ваша школа является методическим партнером проекта «Заповедная смена». Означает ли это, что в вашей школе экспедиции – одна из хорошо развитых форм обучения и воспитания и вам захотелось поделиться накопленным опытом с коллегами?- Мы используем формат образовательной экспедиции не только как отличное средство формирования и повышения мотивации подростков к изучению естественно-научных предметов и экологии, но и как возможность их погружения в реальную жизнь предприятий и организаций, возможность увидеть необычное в обычном, приобщиться к культурному наследию. Если же говорить о трансляции опыта, то мы сейчас готовим к изданию подробные методические рекомендации, в которых изложены наши практики подготовки и проведения образовательных экспедиций.- Как сформировалось партнерство программы «Школа нового поколения» с En+ Group? Какую роль, на ваш взгляд, играет компания в развитии современных форм обучения школьников в целом?- Наше партнерство с En+ Group началось в 2011 году в рамках комплексной программы компании по защите Байкала и заповедных территорий. Коллеги предложили нам сотрудничество и методическую опеку ряда сибирских школ, которые можно назвать подшефными для предприятий холдинга. Мы с самого начала были удивлены глубоким интересом крупного бизнеса к образованию и в особенности к экологическому образованию и формированию экологической культуры школьников. Эти темы всегда были одними из важнейших в программе «Школа нового поколения» фонда Олега Дерипаски «Вольное дело». В этой программе наша школа является базовой площадкой, где проходят апробацию все предлагаемые инновации. Поэтому мы охотно приняли приглашение поучаствовать в проекте «Заповедная смена», который холдинг инициировал в этом году. И сразу оценили его возможности – масштаб впечатлял, но и внушал некоторое опасение: удастся ли сделать все запланированное? Но бизнес показал свою способность воплощать в жизнь самые смелые замыслы, в том числе не бояться новизны в нашей работе с детьми, и в конечном счете успех задуманного определяли именно они – наши замечательные ребята.- «Заповедная смена» – это серия эколого-промышленных экспедиций. Что представляет собой этот формат?- Основное отличие этих экспедиций от традиционных экскурсий – отсутствие избытка фактов, цифр, имен, дат… Все эти данные часто просто не воспринимаются или забываются детьми по дороге домой. А здесь информацию приходится добывать самим: ребята получают маршрутные листы, где собраны проблемные вопросы. Ответы на них школьники могут получить у тех людей, с которыми они встречаются на различных объектах. В «Заповедной смене» объект – это чаще всего реальное производство, ребята общаются с персоналом заводов и электростанций, угольных разрезов и рудных выработок, аэропортов и гостиниц. Участники «Заповедной смены» даже побывали на самом северном космодроме в мире – Плесецке.- Какие задачи ставились в ходе этих экспедиций перед учениками и учителями? Были ли они решены?- Мы не формулировали традиционные учебные задачи, хотя, конечно, школьники получают благодаря экспедициям массу самых разнообразных знаний, здесь можно говорить и о практической профориентации, и об овладении такими актуальными компетенциями, как коммуникация, лидерство и работа в команде. Но главное для нас – приобщить ребят к экологической культуре во всех ее проявлениях не только в заповедниках, но и на производственных площадках, прочувствовать саму идею ответственности перед будущими поколениями. По мнению участников экспедиций, эта задача была решена. И, конечно, многие говорили о том, что впервые ощутили, насколько велика и красива Россия и как бережно нужно относиться к этой уникальной красоте.- Елена Владиславовна, в каких экспедициях «Заповедной смены» уже поучаствовали ученики вашей школы?- Наши ребята побывали в трех экспедициях: «Красноярский край: от солнечной электростанции до Спящего Саяна» (природный парк «Ергаки», Красноярский край), «Архангельская область: от космодрома до Кенозера» (национальный парк «Кенозерский», Архангельская область) и «Сочи: от аэропорта до Кавказского заповедника» (Кавказский государственный природный биосферный заповедник, Краснодарский край). В заповедниках ребята не только впитывали неповторимую атмосферу нетронутой природы, но и совершали путешествия по образовательным маршрутам и экологическим тропам, вносили свой вклад в обустройство этих троп и в очистку территории от мусора, которым, к сожалению, порой изобилуют даже заповедные места. Но главное, что экспедиции дали возможность нашим ученикам почувствовать радость преодоления трудностей, которые ставит перед ними жизнь, проявить присущую каждому способность удивляться и стремление задавать вопросы – окружающему миру, людям и себе самому. И, конечно, наши юные исследователи вернулись в школу с темами будущих научных работ и проектов в области экологии, биологии и даже инженерии. Уверена, что эти работы помогут им в выборе будущей профессии.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте