search
main
0

Из России в Россию. Верность музе странствий

Музы любят избранных. Но есть одна муза, о которой редко вспоминают, но которую любят все, а главное – перед ней равны все, все ей покорны. Это муза странствий.

Одно из десяти направлений дополнительного образования – туристско-краеведческое. Оно объединяет ребят, покоренных музой странствий. Путешествуя, дети узнают много нового. Как прав был Леонардо да Винчи, который сказал: «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов». Наши школьники, как и везде в мире, любят путешествовать, не потому что одолевает охота к перемене мест, а из любознательности. Многие педагоги считают, что страсть к путешествию развивает желание расширить кругозор, как можно подробнее ознакомиться с теми городами и их достопримечательностями, о которых узнал из книг или телепередач.В 79-й школе Санкт-Петербурга еще в 90-е годы была создана школьная экспериментальная историко-краеведческая лаборатория «Юный петербуржец». Здесь ребята подробно изучали богатую историю и культуру своего города. Сегодняшние ученики этой школы в выпускном классе сдают государственный экзамен по истории и культуре Санкт-Петербурга и получают удостоверение экскурсовода.Сегодня многие школы организуют экскурсии своих учеников в зарубежные страны. Учитель русского языка и литературы московской гимназии №1532 Эльвира Ивановна Литовченко уверена, что прежде чем везти детей за рубеж, их нужно ознакомить со своей страной, ибо, по словам Гете, кто не знает своего Отечества, не имеет никакого мерила для познания других стран. А начинает она с экскурсии по родной столице. Накануне такого похода готовит детей к встрече с достопримечательностями Москвы. Беседуя, каждый раз огорчается, что ее юные москвичи плохо знают свой родной город, а о тех, кто недавно переехал в столицу на постоянное жительство, и говорить нечего. Многие не знают, скажем, сколько башен у Кремля и какая из них главная; где находится памятник Минину и Пожарскому и чем они прославились, где находятся Большой и Малый театры и т. д.Те ребята, у которых Эльвира Ивановна была классным руководителем, оканчивая школу, могли не только перечислить места, где им за эти годы довелось побывать, но и довольно подробно рассказать, что о них знают. А побывали они во многих музеях Москвы, в том числе в Третьяковке и Музее изобразительного искусства, посещали театры, выставки, случалось и просто гулять по столице вместе с учителем. Многое узнали они о Москве, а узнав, еще более полюбили ее. Кстати, все эти сведения они получили не только во время экскурсий, но и от самой Эльвиры Ивановны.Постепенно она расширяла географию путешествий. С каждым своим классом они отправлялись в поездки в разные города – Казань, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Великий Новгород, Псков. Были поездки по Золотому кольцу – в Суздаль и другие города, всего не перечислишь.В прошлую зиму Эльвира Ивановна вместе со своим классом посетила Вологду. Предварительно побеседовала с ребятами, рассказала, чем славен этот старинный город, о его памятниках. А когда подростки вернулись домой, они долго вспоминали эту поездку, делились впечатлениями с товарищами, родителями.Хорошо ребятам с такой учительницей, легкой на подъем. А между тем им пришла пора расставаться: Эльвира Ивановна ушла на пенсию, проработав в разных школах 58 лет (начинала сразу после школы вожатой). Весной, в самом конце прошлого учебного года, она вместе со своими восьмиклассниками съездила в Санкт-Петербург. Это было их прощальное путешествие.Для ее воспитанников это было очень грустное расставание. Они не верили, что их любимая Эльвира Ивановна больше никогда не войдет в их класс и не спросит: «Как вы вели себя на других уроках? Куда мы с вами поедем в осенние каникулы?»Кстати сказать, Эльвира Ивановна пыталась уйти из школы все последние пять лет. И каждый раз в конце учебного года она подавала заявление об уходе, но сдавалась под уговорами администрации («Нам не найти педагога такого уровня»), родителей и детей, которые говорили: «Мы без вас не сможем учиться». Но на этот раз, несмотря на все уговоры, она рассталась со своей профессией и впервые в своей жизни (с семи лет) первого сентября не пришла в школу.Ребята любили ее не только за экскурсии, но и за уроки, на которых Эльвире Ивановне удавалось возбудить интерес к изучаемой теме даже у самых отстающих и лоботрясов. На ее занятиях гасли все мобильные телефоны и смартфоны. И самое удивительное – ее ребята, которые теперь учатся в девятом классе, все еще надеются, что Эльвира Ивановна к ним вернется.Туризм и краеведение используют в своей работе с детьми многие учителя, классные руководители, с радостью возят своих учеников по городам и весям, расширяя их кругозор. Вот и Людмила Михайловна Белякова, учитель русского языка и литературы гимназии №35 города Рыбинска Ярославской области, тоже поставила себе такую задачу: ее ученики должны хорошо знать родной край. Она проводит экскурсии по своему старинному городу Рыбинску, и ребята с удивлением узнают много интересного и по-новому смотрят на свой родной город. От экскурсий перешли к путешествиям. «Мир – это огромная книга, которую необходимо читать всем, – говорит учительница. – Во время путешествий дети приобретают знания по истории, культуре, архитектуре и географии». По инициативе Людмилы Михайловны в Рыбинском музее-заповеднике был создан отдел музейной педагогики. Ее гимназисты тоже побывали во многих городах России. Но самым любимым местом неизменно для всех поколений ее выпускников остается Санкт-Петербург. По сложившейся традиции каждый ее выпускной класс сразу после выпускного бала отправляется вместе с классным руководителем в этот великий город. В первую очередь посещают знаменитый Государственный музей-заповедник «Павловск», который по праву считают одним из крупнейших и красивейших парков Европы. Это стало их традицией, у учеников за несколько лет поездок появились свои любимые места.В каникулы не застанешь дома и учеников лицея №1 имени Д.И.Менделеева из города Клина Московской области. Их классный руководитель, учитель математики Оксана Петровна Садовникова, сумела привить своим детям любовь к дальним и близким странствиям. Ее воспитанники изъездили почти всю европейскую часть страны. Недавно побывали в Белоруссии. Многое увиденное лицеисты описывают в своих эссе, в дневниках путешествий.Туристско-краеведческое направление дополнительного образования – это, пожалуй, лучший способ знакомства с историей, культурой, традициями своего родного края. Есть еще спортивный туризм – походы в горы, в лес, сплав по рекам. Это развивает ребенка не только духовно и умственно, но и физически.Если хотите, чтобы сегодняшние школьники стали подлинными патриотами, гражданами своей страны и всей Земли, людьми гуманными и свободными, будьте верны музе странствий.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте