search
main
0

Из пяти героев – четыре трупа. Право ребенка на доступ к информации

В нашем безумном мире информация решает все. Это подтверждает всем известная фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Отсутствие доступа к информации, неумение работать с ней приводит к тому, что государство начинает отставать в науке, производстве, и в конечном итоге возникает угроза безопасности. Ребенок нуждается в доступной, понятной и необходимой информации не менее, а может быть, и более, чем взрослый.

По данным анкетирования, более чем 65% девятиклассников школы №14 города Абакана информации не хватает. Существует очень много источников информации, но основные и доступные для большинства школьников – TV, пресса, школа, друзья, радио. Еще один важный источник – интернет, но по данным того же анкетирования, лишь 38,8% учеников имеют компьютеры, а из них только 40,7% подключены к интернету.

Вплоть до недавнего времени право на доступ к информации гарантировалось системой государственных библиотек, обслуживающих детей. Сейчас эта первейшая социальная функция библиотеки не может выполняться из-за резкого сокращения бюджетных ассигнований и усилившегося влияния рынка на информационный мир. В городе Абакане всего 13 детских библиотек, включая республиканскую. В распоряжении учащихся школы №14 находятся школьная библиотека и еще 2 – в районе школы. Среди девятиклассников только один человек не записан ни в одну библиотеку. Из записанных в библиотеки 84% ходят туда только для того, чтобы готовить домашние задания. Читальный зал библиотеки №5 рассчитан всего на 7 человек и постоянно занят. Библиотека «Буратино» – для детей до 9-го класса, и она не работает в субботу. В школьной библиотеке вообще нет специально оборудованного читального зала, и она также закрыта в субботу и воскресенье. В республиканскую библиотеку, где самый большой библиотечный фонд, учащихся 9-11-х классов не записывают, за некоторым исключением.

Следующий очень важный источник информации, который доступен почти всем школьникам, – это TV. В среднем, по данным анкетирования, ученик девятого общеобразовательного класса в день у экрана телевизора проводит около 4-5 часов, а 24% учащихся смотрят TV по 6-8 часов. Что же «доброго, вечного» сеет наше TV? Что мы, школьники, можем увидеть и узнать, просмотрев его до 24:00? Возвращаемся из школы в 13:30. После тяжелых учебных часов необходимо расслабиться. Один из способов – при помощи TV. Передача «Цена успеха» научит добиваться своего любыми, даже самыми мерзкими и отвратительными способами. «Третий лишний» – кого же выберет Денис: улыбчивую Юлю или Марину, которая играет рок-н-ролл на контрабасе? Далее немного криминала: «Она написала убийство» и «Кобра». Затем поинтереснее: подсмотрим за личной жизнью молодых людей «За стеклом». Клара Новикова расскажет, чего же «хочет женщина». Далее – «очень интеллектуально-познавательная» передача «Окна» – замечательное пособие по личной жизни для тех, кто собирается завести «крепкую и дружную» семью. «Сами с усами» – для «сопливых». «Большая стирка» – перестираем все нижнее белье наших звезд. Затем «Девичьи слезы» – «Почему она уже не девушка и он на ней не женится?» Время «мыльных опер»: «Семейные узы» – кого любит Педро: Синтию или Элену? Кто отец Камилы? «Крот-2» – немного крови и убийства. Еще раз повторим, закрепим пройденное – «Окна» в 19:30. Поучимся унижать людей со «Слабым звеном». «Фактор страха» доказывает, что за деньги человек готов на все: лежать с крысами, есть тараканов, ходить по сцене голым. «Бригада»: из пяти героев – четыре трупа. А для тех, кто не успел лицезреть передачу «Окна» в первые два раза, специальный повтор в 00:40 часов.

Ситуация с чтением прессы в 9-х классах еще печальнее. Читают что угодно: «Шанс», «Взгляд», «АиФ», «Speed-инфо», но среди перечисленных газет и журналов нет ни одного журнала и газеты, соответствующих возрасту ребят. В каждой газете есть детская страничка, но возникает вопрос, редактируется ли она кем-то. Например, в одной из газет на этой самой детской страничке предлагаются фильмы для просмотра, некоторые из которых отнюдь не детские. Например, фильм «Перекрестки», предлагаемый газетой «Шанс». 8% девятиклассников 14-й школы вообще ничего не читают (а может, и правильно делают, ведь в этом случае по крайней мере не происходит «засорения» детских умов). Лишь 8% семей девятиклассников выписывают газеты и журналы. Наверное, стоит позавидовать нашим родителям – когда они были в нашем возрасте, для каждого члена семьи выписывали свое издание: для папы – «За рулем», «Крокодил», «Аргументы и факты», для мамы – «Здоровье», «Крестьянка», для детей – «Мурзилка», «Веселые картинки» и др. Причины падения подписки – снижение читательской активности (из-за распространения телевидения, интернета); не все почтовые ящики закрываются на замок, следовательно, нет гарантии сохранности полученных газет и журналов. Сегодня к тому же газеты и журналы – дорогое удовольствие, а ведь телевидение, радио, интернет, телефон, книги, учебники тоже стоят денег. Например, наша семья тратит в среднем «на информацию» 600 руб.

Для того чтобы обеспечить ребенка всей необходимой информацией и оградить от негативной, нужен ряд преобразований:

1. Предоставить детям доступ к нужной им информации на любых носителях на базе детских библиотек.

2. Сделать детские библиотеки информационно-образовательными центрами, для чего:

– обеспечить финансирование для постоянного пополнения коллекций на традиционных (книги, газеты, журналы) и нетрадиционных (видео, CD-ROM и т.д.) носителях;

– автоматизировать и компьютеризировать библиотеки.

3. Разрабатывать национальные ресурсы интернета для детей и подростков.

4. Развивать комплекс печатных и электронных изданий для детей и молодежи.

5. Воспитывать в детях культуру получения информации.

6. Показывать днем только познавательные и детские передачи, а различные ток-шоу, отрицательно влияющие на становление личности, – после полуночи.

7. Государство должно выделять большие средства на журналы и газеты. Детские издания, компьютерные игры должны быть лицензированы, как это сделали с детскими игрушками.

8. Такие каналы, как «Школьник», должны быть государственными, так как не у всех есть доступ к кабельному TV.

Елена ГЕНЕРАЛОВА, ученица 10-го класса средней школы №14 г.Абакана

(Из сборника научно-исследовательских работ учащихся «Мы и общество», издание московского клуба учителей «Доживем до понедельника»)

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте