search
main
0

Из просителей в хозяева. Самостоятельность по-питерски

Что лучше: довольствоваться ролью второго плана при раздаче денег из бюджетного кошелька или самому распоряжаться ими? Без сомнения, большинство выберет второй вариант, и поэтому неудивительно, что с 1 января 2006 года образовательная отрасль Санкт-Петербурга собирается перейти на финансово-хозяйственную самостоятельность. Как явствует из доклада губернатора города Валентины Матвиенко, этот переход обязан внести изменения в финансовое положение школы. А на сегодня оно таково: образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, фактически лишены права распоряжаться финансами. Вместо них эту процедуру выполняют районные отделы образования.

Учебные заведения также не имеют своего баланса и расчетного счета в банке, договоров с учредителями и нормативов финансирования. Они не самостоятельны в расходовании заработанных средств и спонсорских взносов. Директор школы, не являясь заказчиком, не может влиять на качество и стоимость предоставляемых коммунальных и других услуг. Все это есть не что иное, как прямое противоречие Закону «Об образовании».

В правовом поле, которое планируется создать к

1 января 2006 года, все образовательные учреждения города обретут наконец статус настоящих, а не «бумажных» хозяев. Образовательные учреждения как самостоятельные юридические лица будут иметь расчетный счет в банке и финансироваться строго по нормативам. При разработке этих нормативов предполагается учитывать тип образовательного учреждения, занимаемую площадь, степень изношенности здания. Основной принцип финансирования: деньги следуют за учеником. Тогда появится конкурентность, борьба за каждого ребенка. В новых условиях слабая школа вынуждена будет либо подтянуться, либо воссоединиться с сильным образовательным учреждением и сформировать образовательный комплекс, либо поменять неэффективно работающего менеджера. В рамках подготовки к переходу на финансово-хозяйственную самостоятельность планируется обучить резерв молодых, экономически грамотных и имеющих представление о педагогической практике руководителей.

Мнения

Лариса РОЖНОВА, заведующая детским садом №4:

– Я уверена, что переход на финансово-хозяйственную самостоятельность – это шаг вперед. Я смогу принимать самостоятельные решения, используя информацию о выделенных мне средствах, которые будут перечисляться на счет моего детсада, а не в централизованную бухгалтерию, как это происходит сейчас. Они будут расписаны постатейно на 150 детей: столько-то на мягкий инвентарь, столько-то на моющие средства. И главное, у меня появится возможность отследить эти средства, потому что на сайте городского Комитета по образованию будет располагаться информация: каков бюджет, допустим, Калининского района и какова в нем моя толика.

Анна ТИМОФЕЕВА, директор НОУ «Школа театра и телевидения»:

– Чем хороша финансово-хозяйственная самостоятельность? Тем, что человек делает определенную работу, получает за это деньги и несет ответственность за качество работы. Самостоятельный бюджет – это суть независимой школы. Если нам нужно куда-то вывезти детей, мы не спрашиваем разрешения у роно, а экономим и отправляем ребят на экскурсию. Но одно дело нарабатывать опыт и навыки в маленькой школе, а другое – в той, где обучаются порядка полутора тысяч детей. Сложности у государственных школ будут грандиозные. Существует масса вещей, для прояснения которых придется нанимать профессионалов. А мера ответственности? Готов ли к ней руководитель государственной школы? Почему у нас в городе только 238 образовательных учреждений имеют финансовую самостоятельность? Не потому, что не разрешают, а потому, что тяжело. Сегодня за многое отвечают роно, Комитет по образованию, а в случае перехода на новые условия на директора ляжет персональная ответственность. И потом, насколько самостоятелен он будет в решениях, например, переброса средств с одной статьи на другую? Есть ведь такие защищенные статьи, как фонд заработной платы, детское питание, а средства, выделяемые на ремонт, всегда копеечные. Но все мы знаем, что ремонтировать школу необходимо, иначе учиться будет не в чем. Сможет ли директор экономию из фонда зарплаты пустить на ремонт? Насколько он свободен финансово поощрять труд учителя, выйдя за рамки ЕТС и губернаторской надбавки? Эти вопросы требуют осмысления.

Наталья КОЗЛОВА, заместитель директора по УВР гимназии №587:

– Представим ситуацию: мы полностью исчерпали средства, выделенные школе, и не на что приобрести нужные вещи. Бывает, что к концу финансового года (31 декабря) в роно остаются общие деньги от каких-то других статей. Если директор приложит усилия и выпишет 29 декабря счет, то 30-го он может быть оплачен. Получается, есть шанс что-то приобрести за счет других школ. Сохранится ли такая возможность при новой системе финансирования?

Еще один спорный момент. В школе нет ставки бухгалтера. Нас ведет централизованная бухгалтерия. Если мы возьмем своего бухгалтера, управится ли он с коллективом в 180 человек? По силам ли ему будет рассчитать учителям зарплату, больничные листы, которых иногда бывает по 16-18 в месяц, вакансии, материальный учет? Вполне вероятно, что мы окажемся в ситуации вечного контроля извне. Для своей бухгалтерии нужен штат, а это очень большие затраты. И как директор сможет проверить бухгалтера, не имея экономического образования? Свой бухгалтер нужен, если мы движемся к платному образованию, но тогда школы на 800-1500 человек не оправдают себя.

Елена СТОЛБОВА, директор гимназии №587:

– На финансовую самостоятельность надо было переходить давно. Мы об этом мечтали, но не перешли умышленно по причине нестандартности школы: теплица, бассейн.

Говоря о преимуществах этого шага, нужно выделить главное: сохранность своего собственного фонда. Заболел учитель, взял отпуск за свой счет – появляется экономия, и я на эти деньги могу нанять рабочего и сделать в школе ремонт. То есть фонд зарплаты я использую для укрепления материальной базы школы. А сегодня для этого я должна подписать разрешение у начальника планового отдела и заведующего роно.

Легче будет поощрять учителей. Скажем, квартал прошел, подсчитали экономию и выдали премию людям. Можно разработать целую систему поощрительных выплат и тем самым стимулировать учителя. Ведь сегодня из надбавочного фонда мы выплачиваем анекдотическую премию – 100 рублей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте