Педагогические династии вносят ценный вклад в образовательную среду, обогащая ее опытом, профессионализмом, мудрым наставничеством и глубоким пониманием учеников.
О педагогической династии
Профессия педагога не всегда выбирается случайно, по призванию или по стечению обстоятельств и интересов. В некоторых случаях профессия педагога передается из поколения в поколение, способствуя формированию уникального явления – педагогической династии. В таком случае образование становится у истоков семейных традиций и профессиональных устремлений: несколько поколений одной семьи посвящают жизнь преподавательской деятельности.
Членов такой особой династии помимо кровных уз объединяет место работы: они исполняют свой профессиональный долг в качестве учителей в школе, преподавателей в высших учебных заведениях, иных педагогических работников. Общая черта – преданность образованию и стремление продолжить семейную традицию в области педагогики. Некоторые традиции преподавания передаются из поколения в поколение: методы обучения, классного руководства, мотивации учеников.
Чем так важны педагогические династии?
Ценность педагогической династии заключается в передаче знаний и опыта от одного поколения другому: внутри семьи учителя молодого поколения наблюдают за работой старшего, которое большую часть жизни занимается преподавательской деятельностью. Родственные связи предоставляют уникальную возможность начинающим педагогам получить доступ к богатым опыту и знаниям своих родителей и других родственников из сферы образования.
Очевидно, что профессия педагога требует не только фундаментальных знаний, но и высокоразвитых межличностных качеств, или soft skills. Если в рамках обучения на программах высшего образования будущие педагоги могут сформировать общий фундамент теоретико-прикладных знаний, то подход к межличностной коммуникации формируется индивидуально.
И тут приходит на помощь семья. В педагогической династии инструменты коммуникации, как правило, развиты на самом высоком уровне. Иначе как ужиться под одной крышей? Гибкость, адаптивность, эмоциональный интеллект, креативность – лишь некоторые качества, которые передаются начинающим педагогам в семье. Вместе с этим педагогические династии формируют глубокое понимание индивидуальных особенностей учеников, эмпатию, навыки эффективного управления, планирования и организации.
В такой семье зачастую царит атмосфера взаимопонимания и поддержки, где потомки династии получают не только знания, но и мудрость, накопленную годами опыта. Поделиться интересным случаем из педагогической практики и попросить совет – обычное дело для семьи, где педагог – это призвание.
Мой источник вдохновения
Я вырос в педагогической династии Постниковых: мама, Вероника Юрьевна, и папа, Николай Дмитриевич, окончили МОПИ имени Н.К.Крупской. Они посвятили сознательную жизнь учительскому ремеслу и преподаванию. Мама получила красный диплом по специальности «учитель истории, обществоведения и советского права» в 1989 году и с того же времени работает в школе, а отец впоследствии стал кандидатом исторических наук и преподавателем истории в педагогическом вузе – Государственном университете просвещения.
Неудивительно, что мое путешествие к профессии педагога началось еще в детстве. Я любил учиться, искренне интересовался новыми знаниями и наблюдал, как мои родители реализовывались на педагогической стезе. Оглядываясь на прошлое, я понимаю: моему увлечению историей я обязан отцу, а преподаванием – маме.
Однажды я получил возможность посетить урок в классе школы, где преподавала мама, я обратил внимание на то, как ее повествование помогало ребятам моего возраста легко и увлекательно понять новые идеи и концепции, и мне это понравилось. Это не было переломным моментом, но я стал на шаг ближе к профессии. Поступив в педагогический университет, я понял, что быть учителем – это то, к чему я стремлюсь.
Мой брат тоже получил педагогическое образование и имеет опыт работы в школе. Сейчас он решил углубиться в свою специализацию в качестве практика и не исключает, что в будущем вновь вернется к школьной доске.
Новая династия педагогов
В настоящее время я учитель истории и обществознания в школе №345 имени А.С.Пушкина на протяжении более чем 10 лет. В этом году выпускается мой 9‑й класс, где каждый ученик и его семья для меня – близкие люди.
Мою супругу педагогика тоже не обошла стороной, она работает преподавателем в вузе. Как молодой специалист, не имеющий педагогического образования, она порой обращается ко мне за советом. Несмотря на то что моя педагогическая династия только начинается и у нас небольшой стаж работы учителями на семью, я считаю, что династия помогает освоиться в профессии гораздо быстрее, а также с детства прививает любовь к этой непростой, но увлекательной профессии.
Начиная свою карьеру учителем, я во многом опирался прежде всего на советы родителей как опытных педагогов. Более того, даже сейчас, когда я прихожу к родителям в гости, наше общение о каждодневных делах неминуемо переходит в малый педсовет о насущных проблемах школы и образования, где каждому есть чем поделиться.
Таким образом, сквозь призму своих интересов и опыта родителей я принял решение двигаться в направлении педагогической деятельности. Мое путешествие к этой профессии было насыщенным и непростым.
Для меня работать учителем – это не только передавать ученикам знания, но и вдохновлять детей, развивать их потенциал и помогать им становиться лучше. Каждый день я вижу, как мое участие в их образовании имеет значение и оказывает влияние на их жизненный путь, и это приносит мне радость и счастье, а мой источник педагогического вдохновения – наша династия.
Дмитрий ПОСТНИКОВ, учитель истории и обществознания школы №345 имени А.С.Пушкина
Комментарии