search
main
0

Из первых рук

Совет да любовь: центр и регионы

Министр образования, с первых дней своего пребывания на высоком посту объявивший приоритетными чуть ли не все сферы российского образования, на встрече с руководителями органов образования субъектов Федерации 16 декабря сузил количество проблем, подлежащих немедленному разрешению.

Министерство образования начинает подготовку к переходу на 12-летнее обучение в общеобразовательных учреждениях. И хотя в докладе на эту тему первого заместителя министра Александра Киселева говорилось не только о плюсах, но и минусах увеличения сроков обучения, почти все управленцы высказались за переход к 12-летней школе. В первую очередь из-за ухудшения здоровья детей в результате возросшей учебной нагрузки, как записано в “Рекомендациях” совещания. Еще аргументы в пользу “двенадцатилетки” – необходимость “повышения общеобразовательного уровня населения” и “формирования профессионально-ценностной мотивации обучающихся” (цитата из “Рекомендаций”). Один из участников совещания даже попросил дать руководителям региональных управлений конкретное задание, четко сказать, когда переходить на 12-летнее образование? Но прежде чем будет принято какое-то волевое решение, ученые, педагоги, родители, все заинтересованные лица смогут обсудить, в том числе на страницах “Учительской газеты”, сколько же лет лучше обучаться детям в школе.

Обсуждая проблему восстановления управленческой вертикали в российском образовании, участники совещания не были столь единодушны. Звучало и резкое: “Государственной политики в области образования сегодня нет”, и не менее категоричное – “Не вмешивайтесь в наши дела” – то есть не отнимайте самостоятельность у субъектов Федерации. Конечно, отнимать права и обязанности регионов никто не собирается, так же, как и диктовать им политику. Но ситуция, когда, например, информацию о положении дел в той или иной территории, можно получить только из самой территории, недопустима, считает начальник управления региональной политики Министерства образования Владимир Бацын. В новом механизме отношений между регионами и центром связующим звеном станет именно это управление.

Региональные руководители образования говорили, что восстановить управленческую вертикаль необходимо потому, что отсутствие четкой связи между государственным, региональным и муниципальным уровнями отражается в том числе и на экономической ситуации, уже не говоря об образовательной политике. “Нужно защищать бюджет снизу доверху”, – мнение начальника управления образования Томской области Леонид Глок. В конечном итоге участники совещания рекомендовали Министерству восстановить управленческую вертикаль системы образования и “рассматривать региональную образовательную политику в качестве приоритетного направления своей деятельности и в связи с этим уделить ей особое внимание при разработке доктрины образования и Федеральной программы развития образования”.

Кстати, одним из общих дел министерства и региональных органов управления образованием может стать контроль за прохождением трансфертов. Управление инспекционно-аналитической работы министерства располагает фактами, что в некоторых регионах на заработную плату педагогам выделяется меньше 100 процентов федеральных средств. Виктор Сауткин, начальник управления: “Нам нужны данные из регионов не только по задолженностям, не только об акциях протеста, нам нужна и информация о прохождении трансфертов – сколько вам досталось”.

Участники совещания решили, что федеральное министерство будет изучать положительный опыт регионов по разработке новых механизмов финансирования образовательных учреждений, а также совместно с Министерством финансов решит вопрос об оплате учебников федерального комплекта для учреждений общего среднего образования неплатежеспособных регионов из федерального бюджета.

Управленцы обсудили и традиционную для последних министерских совещаний проблему – образовательное страхование. В очередной раз подробно представив программу образовательного страхования, ректор Российского государственного технологического университета им.К.Циолковского Борис Митин предложил признать эксперимент “целесообразным”. Но министр Владимир Филиппов, посвятивший вопросу страхования отдельную реплику, предложил вынести этот проект на заседание Совета руководителей управления образования.

Оксана Родионова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте