search
main
0

Из отличников – в экстремисты?

Преступность, экстремизм, терроризм – грозные опасности нашего времени. Как привить нашему юношеству иммунитет к ним? Увлечь учебой? Но всегда ли тот, кто хорошо учится в школе, становится потом зрелым, сознательным, законопослушным гражданином? Очень многие взрослые думают, что школьные «пятерки» недорослей – самый верный и надежный залог их будущей гражданской зрелости и прочих добродетелей. Но так ли на самом деле? Как связаны хорошая успеваемость и гражданская позиция молодого человека? Ответить на эти и многие другие вопросы помогают результаты социологического исследования, проведенного недавно специалистами НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского университета. Его тема: «Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики».

В ходе опроса учащихся школ, гимназий, ПТУ, колледжей, курсантов высших военно-учебных заведений и студентов гражданских вузов, ученые попытались проследить, насколько взаимосвязаны активность в учебе и успеваемость учащихся с проявлениями агрессии и экстремизма в молодежной среде. И результаты их исследования показали, что немало широко распространенных в нашем обществе представлений о молодежи ошибочны, не выдерживают проверки наукой.

Вопреки расхожему утверждению, что отличники ведут себя всегда примерно, выяснилось, что в принципе противозаконные поступки совершает треть общего числа школьников и среди них – представители всех «отметочных групп». Картина структуры нарушителей вырисовывается очень интересная. Треть «противозаконников» учатся исключительно на «отлично», 23% – на «хорошо» и «отлично», 42,7% – на «хорошо» и «удовлетворительно».

Получается, что больше половины тех, о ком никому даже не приходит в голову подумать плохо, на самом деле не так хороши, как представляется взрослым.

Дальше больше, если жизнь прижмет, оказывается, наши «паиньки» готовы пойти и в криминальные группировки. Так, без стеснения высказываются почти 30% отличников, 28% хорошистов, 37,7% троечников. При этом 8,2% отличников и 5,1% хорошистов считают, что можно зарабатывать деньги в криминальных группировках, и, видимо, не сочтут зазорным использовать для этого свои знания и умения.

Интересно, что в отношении экстремистских политических объединений «отличники» и «хорошисты» ведут себя более осмотрительно – в сумме лишь 10% молодых людей входят в молодежные неформальные организации экстремистского толка. Но тут возникает предположение, что многие из опрошенных просто не захотели демонстрировать свою принадлежность к ним, между тем такие организации все же поддерживают 35,8% тех, кто учится на «4» и «5», 44,4% учащихся на «4» и «3», 10,7% «троечников». О своем желании вступить в ряды таких организаций заявили, соответственно, 27,5%, 57,5% и 10% опрошенных из данных категорий.

Стоит ли после этого удивляться, что среди кидающих в политиков и чиновников яйца, помидоры, пакеты с майонезом молодых «лимоновцев» так много студентов, учащихся техникумов, то есть весьма образованных людей, которые отдают себе отчет в том, что делают, и готовы за содеянное отвечать?

Довольно известный американский исследователь терроризма М. Тейлор в своей книге «Террорист», вышедшей в Нью-Йорке в 1988 г., писал о своих заблуждениях относительно того, кто вступает в ряды террористов. Вначале он полагал, что террористы – сплошь неудачники, которые таким образом мстят обществу за свои неудачи в жизни. Но более глубокие исследования, которые он предпринял, показали, что все далеко не так.

Оказалось, что террористы делятся на две противоположные группы, одна из которых объединяет неудачников, неуверенных в себе, страдающих комплексом неполноценности, и оттого ставших необычайно агрессивными. Другая группа же состоит из умных, уверенных в себе людей, отличающихся высоким интеллектом, стремящихся к самоутверждению и обладающих высокой самооценкой.

Самое интересное, что результаты Тейлора, без сомнения, были объективными, так как подобную картину получили и петербуржцы в исследовании 2003-го. В двух полярных группах учащихся оказались 19,9% молодых людей, считающих себя сильными, деятельными людьми из породы победителей, любящих быть на виду, и 10,4% их сверстников, считающих себя тихими, не любящими показываться на людях и не стремящихся к известности.

Самое парадоксальное, что каждый из той или другой группы может быть вовлечен в ряды террористов. Относящиеся к первой группе при этом почувствуют себя значительными, приобщенными к всесильной группе. Для них, ориентированных на действие, ищущих выход для своей агрессивности, террористическая среда идеальна для осуществления всех, даже самых несбыточных намерений.

Относящиеся ко второй группе уверены, что смогут в этом случае самоутвердиться. Для тех, кто имеет ущербную самооценку и слабо выраженное «Я», террористическая среда идеальна для того, чтобы эти индивиды почувствовали себя целостными личностями.

Более половины опрошенных показали себя сторонниками крепкой демократической власти во главе с сильным лидером. А 11,4% – сторонники диктатуры.

Такие результаты опроса заставляют заняться поиском ответа на вопрос: «С кого не хотят делать жизнь юные россияне?», подразумевая, что экстремисты, впадающие в терроризм, по определению, не могут вызывать восхищение, ибо за ними – много пролитой крови, невинных жертв, насилия. Но 25,6% опрошенных считают экстремистов мужественными, искренними людьми, борющимися за справедливость (из них, кстати, 16,9% «отличников», 19,4% – «хорошистов», 43,8% «троечников»).

Часть участников опроса сочувствуют экстремистам, как заблуждающимся, отчаявшимся, загнанным обстоятельствами или нанятым людям. Причем уровень сочувствия приблизительно одинаков у всех групп, независимо от успеваемости. Поразительно, что довольно представительные группы (27,8% учащихся на «4» и «5», 55,6% учащихся на «4» и «3», 13,1% учащихся на «3») считают, что действия террористов иногда бывают полезными и заслуживают поддержки. Чуть более 22,2% опрошенных даже убеждены, что у террористов может быть оправдание в любом случае. Такая позиция чаще всего преобладает у тех, кто учится на «4», «4» и «5» (40%) и на «4» и «3» (41%).

О чем все это говорит? Прежде всего, о том, что нынче и среди «отличников», и среди «хорошистов» гораздо чаще могут попадаться трудные подростки, чем мы привыкли встречать среди «троечников». Поскольку в молодежных группировках больше всего тех, кто учится на «4» и «3» (59,9%), но немало и тех, кто учится на «4» и «5» (27,9%), можно утверждать, что такие, в принципе неплохо успевающие школьники, может быть, вопреки традиционным представлениям – кандидаты для зачисления в группы риска.

Но это – общие результаты. Еще более интересно: каким образом на позицию молодого человека влияет вид учебного заведения, в котором он учится? Ведь все мы вроде бы уверены в том, что между позициями учеников обычной школы, гимназии, учащимися ПТУ, студентами вуза, курсантами высшего военно-учебного заведения есть существенные отличия.

Подтверждают или опровергают расхожие представления результаты опроса, который проведен в Санкт-Петербурге?

С тезисом «Думаю, что в каждом случае нужен особый подход, ибо у террористов может быть оправдание» согласны 20,1% школьников и гимназистов; 21,7% учащихся колледжей и ПТУ; 21,2% студентов вузов; 16,9% курсантов высших военно-учебных заведений; 30,1% работающих и служащих молодых людей.

Как видим, ступени образования разные, а удельный вес высказывающих практически одно и то же мнение, практически одинаков. Небольшое расхождение и в отношении тезиса «Думаю, что действия террористов бывают полезными и заслуживают поддержки», разброс от 2% у военных – курсантов до 9,8% у учащихся колледжей и ПТУ.

Поразительно, что в ответах на вопрос о возможности промышлять криминальным бизнесом, значительное количество опрошенных были весьма откровенны. Если жизнь прижмет, криминалом согласны заниматься 50,4% курсантов высших военно-учебных заведений, 36,1% школьников и гимназистов, 28,3% студентов, но только 24,1% учащихся колледжей и ПТУ. Но не стоит, удивляясь такой позиции курсантов, также идеализировать ребят из ПТУ. Дело в том, что буквально тут же эти самые 24,1% опрошенных признались: сегодня для них – это нормальный способ зарабатывать деньги.

Мужественными, искренними, борющимися за справедливость считает террористов практически одинаковое (28,7% и 26,9%) количество школьников-гимназистов и курсантов военных вузов, что не только странно, но и тревожно, ибо будущие военные профессионалы должны были бы более трезво оценивать личность террористов. Есть веский повод для серьезных размышлений: Почему же этого не происходит? Еще один – то, что 44,3% учащихся колледжей и ПТУ восторженно относятся к террористам. Видимо, не случайно многие политологи отмечают увеличение количества представителей этой группы питомцев образовательного сообщества в национал-социалистических, фашиствующих и прочих эстремистских группировках. Наверное, это не случайно, а закономерно.

В ходе опроса представителям различных образовательных уровней был задан практически главный вопрос: «Как часто вы бываете агрессивно настроены?». Наибольшее число опрошенных ответили, что агрессивными они бывают время от времени: школьники – 63,9%; учащиеся профтехучилищ – 54,2%; студенты – 57,9%; курсанты – 61,5%; работающие молодые люди – 65,1%.

Наиболее агрессивными почти всегда оказались учащиеся ПТУ, наименее – студенты.

Здесь разрушается еще один миф о том, что наиболее агрессивен тот, кто беден. У тех, кто оценил свое материальное состояние крайне низко, как нищенское, агрессивность наиболее высока – 10%, но таких людей очень мало. А среди тех, кто отнес себя к обеспеченным людям, агрессивны 3,7%, но таких людей гораздо больше, чем нищих. Кроме того, среди обеспеченных 58,9% испытывают агрессивное настроение время от времени, так что в сумме с теми, кто агрессивен всегда, получается весьма солидное количество.

Еще один парадокс: симпатии к экстремистским организациям испытывают 80,5% тех, в чьих семьях царят взаимопонимание, любовь, забота, где нет, казалось бы, никакой почвы ни для какого бы то ни было экстремизма, но 57,9% детей из таких семей готовы вступить в экстремистские организации. А вот в семьях, где царят откровенная враждебность и агрессия, поддерживают экстремизм всего 0,45% опрошенных, вступить в экстремистские организации готовы всего лишь 2,6%. Как видим, в корне ошибочно расхожее мнение о том, что в благополучных семьях склонность к экстремизму – досадное исключение из правил, а в неблагополучных – сплошь и рядом. Получается, все наоборот.

Экстремистски настроенный петербуржец, по мнению ученых, – это маргинал, который остро ощущает, что не вписался в существующие социальные отношения, испытывает беспокойство перед будущим, часто агрессивно настроен и тяготеет к разного рода крайностям. В их числе – силовые способы решения жизненных проблем, пренебрежение к правовым нормам и некритичность к криминальным способам жизнедеятельности. Это человек, не интересующийся политикой, но ярко выраженный приверженец крепкой власти, в особенности диктатуры, склонный ориентироваться не негативные моральные стереотипы.

По набору основных характеристик, считают ученые, такого молодого человека можно легко вычислить и организовать контроль и профилактику. Но они искренне сомневаются в том, что найдутся воля и средства для создания такой системы контроля и профилактики.

Ну а всем педагогам есть смысл еще раз крепко задуматься о взаимосвязи обучения и воспитания.

Отчет «Экстремизм в среде петербургской молодежи: анализ и вопросы профилактики» прочитала

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте