search
main
0

Из опыта работы с одаренными детьми

Эти заметки не столько о методике организации работы с одаренными детьми. Методы довольно традиционны: обязательная организация кружковой и олимпиадной работы, на уроках – опережающее и проблемное обучение, система творческих заданий, большой объем самостоятельной работы, вплоть до самостоятельного выбора источников и литературы, предоставление детям возможности активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей, а главное – доброжелательность и большое уважение к результатам их поисков, к их суждениям и сомнениям.

Это скорее дневниковые заметки. Наблюдаемый класс – 5-й “А”. Первое впечатление при знакомстве: интеллектуальный фон достаточно высок, дети начитанны, любознательны. Вместе со школьным психологом проводим тестирование по определению интеллектуального потенциала, способностей к обучению и особенностей мышления. По итогам исследования и наблюдений на уроках, с учетом интереса к предмету, формирую группу, которая и станет ядром исторического кружка. Для себя определяю в дневнике краткие характеристики ребят: черты характера, особенности мышления, стиль общения с другими учениками в наблюдаемой группе и в классе. Как и в дневнике, далее указаны имена ребят, их вклад в урок.

I. Урок об императоре Нероне.

Готовились самостоятельно. Круг источников и литературы не ограничивала. Не было предварительных вопросов и вообще никаких жестких рамок. Только проблема: изучить личность Нерона – римского императора I века н.э.

Задача урока: учиться оценивать деятельность исторических личностей, сравнить деятельность различных людей, их поступки, характеры, побуждения.

Субъективные переживания: ощущала себя дирижером оркестра. Это была настоящая симфония. Еще один подарок моих маленьких интеллектуалов.

Саша.

Рассказывает нам о принципе образования римских имен. Сравнивает Цезаря и его преемника Октавиана: находит общее – дипломатичность и хитрость на пути к власти. Высказывает свое отношение к личности Цезаря – жесток, но смел, мужествен; Октавиан – труслив, расчетлив, вызывает неприязнь. Давая оценку деятельности Нерона, отмечает, что, на его взгляд, в жестокости его повинен не только страх, но и вкус к власти, он патологически жесток, развращен. Саша задает тон обсуждению. При подсчете времени правления Октавиана доказывает свою правоту спокойно и убедительно.

Оля.

Нашла интересную полемическую статью французского историка Алена Деко “Оклеветанный Нерон” (журнал “Вокруг света”, ? 3, 1993 год). Не только прочла, но и неплохо в ней разобралась. Отмечает неоднозначность деятельности Нерона; его жестокость по отношению к родственникам, к наставнику Сенеке, но и его созидательные дела: покровительство искусству, возрождение Рима, богатство империи в начале его правления. Задумывается о причинах его жестокости: личность его матери Агриппины, нравы Древнего Рима. Называет спорные проблемы в изучении личности Нерона: недоказанность его вины в убийстве Британика и пожаре Рима.

Приводит аргументы в пользу этих версий:

1. Смерть Британика на пиру, на виду у всех, со всеми признаками его болезни; мнение медиков о том, что в Риме времен Нерона не был известен яд моментального действия.

2. Восхваление Нерона римлянами сразу после пожара, уничтожение богатых кварталов, отсутствие Нерона в городе во время пожара, а также и то, что Нерон был страстным собирателем редкостных сокровищ, значит, рисковал ими, поджигая Рим. Рассказывая о юных годах Нерона (в связи с подписанием им первого смертного приговора), сумела поставить проблему: когда и почему в Нероне “проснулось чудовище”?

Роман.

Предполагает, что у Нерона в юности был выбор: жить так, как Сенека, проявляя доброту. Ужасается, как такой гуманист, как Сенека, мог воспитать такого деспота. Отмечает пагубность власти.

Андрей.

Не имея дополнительной информации о Нероне, очень внимательно слушал и обдумывал новый для себя материал. Дает очень интересную оценку действиям Сенеки: Сенека подчинился приказу Нерона перерезать себе вены не из страха и обреченности, а с чувством облегчения: не мог жить, сознавая, что воспитал “чудовище”. Проводит аналогию с высказыванием из произведения Гоголя: “Я тебя породил, я тебя и убью!” (в смысле переживаемого стыда за свое “детище”).

Роберт.

Напоминает, что в деятельности Нерона было еще одно светлое пятно – интерес к театру, к искусству. Это способствовало возрождению в Риме интереса к греческой трагедии, к творчеству Гомера. Но при этом замечает – тексты Гомера (“Илиаду”) переписали в угоду римлянам, т.к. считали себя потомками троянцев. Греки (Ахиллес) выведены трусами, т.е. мы видим пример фальсификации источников в угоду личным интересам. Ребята не только усвоили тему, они учились мыслить, сумели заинтересовать класс, выступили активными творцами учебной деятельности, соавторами учителя в проведении урока.

II. Первые христиане в Риме.

Задание: Предположите, как могли появиться сказания об Иисусе.

Версии:

1. Мог быть реальный человек (Андрей).

Развиваем версию:

– Каким он должен был бы быть, чтобы стать символом святости, Богом? Обсуждение в классе. Ребята нарисовали следующий портрет Иисуса-человека: добрый, милосердный, бескорыстный, честный, терпеливый, красноречивый, умел исцелять страдания и болезни.

– Часто ли в жизни встречаются люди, объединяющие в себе все эти качества?

Вывод:

Это должен был быть необычайно одаренный человек, яркая личность!

2. Жрецы бога Яхве могли выдумать эти сказания для распространения новой веры (Роберт).

Возражение: Но они подвергли гонениям первых христиан (Оля). Возможно, они хотели обратной реакции. Чем сильнее запреты, тем притягательнее новая вера, тем больше сочувствия к христианам (Роберт).

Спорная, необычная версия, интересен сам ход размышления. Пример работы над выполнением этого проблемного задания ярко демонстрирует преимущества активных форм обучения при работе над новой темой.

III. Введение в историю средних веков.

Урок строится по типу беседы-размышления.

1. Что является предметом изучения истории?

– Человек, жизнь человека, его дела.

2. Что? Где? Когда? Почему? Можете ли вы дополнить перечень важных исторических вопросов?

– К чему это привело? (Последствия!)

– Могло ли быть по-другому? (Вариативность развития!)

3. Работа с лентой времени:

а) 476 год. Соответствует ли эта дата середине V века, считающейся началом истории средних веков?

– Не совсем точно.

– Почему? (Условность деления).

б) Для людей, живущих в то время, в V веке – это было “средневековье”?

– Нет. Современность!

4. Анализ схемы. Исторические источники: вещественные, письменные произведения искусства.

– Какими путями еще сохраняется историческая информация?

– Песни, сказки, пословицы, обряды. (Выделяют этнографический источник и фольклор как часть его).

5. В беседе об исторических источниках называют произведения искусства эпохи средневековья, указывая авторов, но затрудняются называть имена создателей произведений искусства древности. Останавливаемся. Думаем: почему мы знаем меньше имен?

– Создатели “чудес света” – безымянные рабы.

– Часто авторство приписывалось владыкам. (Висячие сады Семирамиды, случай с записью имени фараона на штукатурке).

– Но иногда известны имена истинных создателей.

– Вспомните!

– Зевс Олимпийский и Афина в Парфеноне работы афинянина Фидия.

– Дискобол Мирона. Копьеносец Поликлета.

6. Эвристическая беседа. Проблемный вопрос: в различные эпохи, в том числе и в средневековье, и в античности, жили разные люди, множество людей. Имена одних стерлись в памяти поколений, затерялись в веках, имена других сохранились.

Чьи имена сохранились и почему?

Версия 1: Имена хороших и плохих людей (Андрей).

У ребят возникли возражения. Ответ бездоказателен, схематичен. Андрею дается возможность обосновать свой ответ.

– Например, Нерон прославился своей жестокостью, Иуда – предательством, Иисус – милосердием. Сам же делает вывод: очень хорошими и очень плохими делами. (Отмечает масштабы деятельности и личности).

Развиваем версию:

– Приведите примеры, подтверждающие это рассуждение.

– Геростратова слава, подвиг Муция Сцеволлы, борьба братьев Гракхов, поступок Брута. (Роман).

– Как еще можно “попасть” в историю?

Версия 2: Известные, знаменитые люди: полководцы (Ю.Цезарь, А.Македонский), правители (Троян). (Оля).

Версия 3: Люди, совершившие научные открытия (Коперник, Ньютон), путешественники, записавшие свои наблюдения (Геродот, Колумб) в дневники, судовые журналы и т.д., мудрецы и философы (Конфуций, Диоген, Аристотель). (Роман).

Версия 4: Создатели произведений искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти). (Саша).

Версия 5: Хвастливые, честолюбивые правители (Дарий I, Октавиан). (Оля).

Вывод: В истории остаются имена людей, сыгравших значительную роль в тех или иных событиях, повлиявших на дальнейший ход событий, или людей, поразивших современников и потомков какими-либо хорошими или плохими качествами и поступками.

Сейчас мои ребята – уже старшеклассники и с успехом и интересом изучают историю Отечества. А значит, эти заметки и наблюдения продолжаются в дневнике учителя истории.

Марина АНПИЛОГОВА,

учитель истории средней

школы # 10

Новотроицк,

Оренбургская область

Путевые заметки как учебное пособие

Сложившаяся в стране политическая конъюнктура дает возможность в ином, более широком аспекте рассматривать опыт соборных, церковных, монастырских и прочих типов учебных заведений. История методов обучения и стала темой моего исследования. Настало время, когда от методики преподавания каждой школьной дисциплины должна отпочковаться история ее эволюции. Даже неглубокий анализ приводит к мысли о необходимости знаний об истории исчезнувших или действующих методов обучения, их своеобразии, возможностях и перспективах применения. История методов преподавания способна обогатить нашу науку, облегчить труд педагогов разных типов школ, возникших в последнее время.

Путевые записки предков (хожения) и их многочисленные списки использовались в Древней Руси в учебных целях и получили образовательную ценность. Многие хожения наряду с библейскими текстами содержат фрагменты природоведческого свойства.

В сказании неизвестного автора о путешествии апостола Андрея (XI-XII вв.) содержится описание пути из варяг в греки. В нем фиксируется географическое положение Руси и определяется ее место среди стран Востока и Запада. Это лапидарное произведение содержит всего 1,5 страницы древнерусского текста, однако в нем немало географических понятий – более 25 топонимов. Труд соответствовал идеям “Поучения” Владимира Мономаха и мог иметь высокую значимость. По нему обучающиеся могли представить географическое положение родины и пути, ведущие в дальние страны.

Впервые игумен Даниил (1104-1107 гг.) дал описание природы, занятия людей и экономики Палестины и Сирии. Его паломнический труд, содержит наибольшее количество страниц текста (более 52 стр.). Выделяется подробными описаниями объектов земли обетованной: реки Иордан, Тивериадского озера, Мертвого моря, городов Иерусалим, Самария, Бейсан. Автор делится и личными изысканиями, результатами измерения глубины и ширины реки, пробами ее воды. Структурные части описаний во многом совпадают с современными требованиями характеристики. Ему принадлежит пальма первенства в применении приема сравнения и метода локализации наряду с объяснением и рассказом. Чередованием методов выделяются информации о реке Иордан (два фрагмента), где приводится и этимология топонима.

Тяжелые политические и экономические условия, сложившиеся в стране в годы татаро-монгольского нашествия, отрицательно сказались и на хожениях. Только с XIV в. постепенно восстанавливается интерес к дальним странам, в частности и к своеобразию их природы. Прежде всего это хожения писателя Игнатия Смольнянина и митрополита Киевского и всея Руси Пимена, совместно посетивших Царьград (1384-1393 гг.). Однако они не могут считаться образцом природоведческого содержания, хотя и включают сведения о природе берегов реки Дон, о Понтийских горах и др. Игнатий оказался единственным автором, зарегистрировавшим землетрясение.

Информации о Царьграде, горе Афон и Палестине, о других городах, реках и островах аналогично игумену Даниилу строит его сподвижник дьякон Зосима (1419-1422 гг.). Наиболее ценны сведения о городе Иерусалим, о реке Иордан, об острове Крит, в какой-то степени дополнившие Даниила.

О поездке самой многочисленной по составу церковной делегации на Ферраро-Флорентийский собор рассказал Неизвестный Суздалец (1437-1440 гг.). Впервые он дал описание городов, рек и провинций европейских стран. Особую ценность представляют описания городов Любек, Флоренция, Венеция. Это единственные путевые записки, содержащие рассказ о крупных горных системах Европы – об Альпах и Апеннинах. Наконец, он первый автор, сделавший попытку объяснить происхождение названия городов Понтийск и Аугсбург. Превосходит всех авторов хожений по числу использованных топонимов (их у него около 130).

Автор коротких записок о Египте, Синае и Палестине игумен Варсонофий, единственный из путешественников, составил описание древнего города Египта (Каир) и привел сведения о реке Геон (Нил) с обитающими животными (1461-1462 гг.).

Гость Василий создал произведение, исключительно посвященное описаниям двух десятков городов Турции, Палестины и Египта (1465-1466 гг.). В отличие от предыдущих хожений, в нем превалируют сведения об их оборонительных возможностях: стенах, насыпях, воротах, стрельницах, бойницах, мостах и рвах, способах подачи воды, а также о количестве домов, улиц, специфике урбанистики и т.п. Им задействованы все три известных в те годы метода сообщения знаний.

Наконец, купец Афанасий Никитин впервые дал профессиональную оценку пристаням Индии (1466-1472 гг.). Он первый обратился к морским приливам и отливам, к погодным условиям тропиков, своеобразиям муссонного климата, особенностям земледелия и скотоводства. По объему его хожение уступает лишь игумену Даниилу. В нем значительное количество топонимов (110) и наибольшее число биологических понятий (более 30).

Итак, хожения XI-XV вв. содержат многочисленные контексты природоведческого свойства. Их авторы внесли существенный вклад в эволюцию природоведческих познаний. Но чем же объяснить такие достижения?

В X-XIII веках Византия, сохранившая черты высокой греческой культуры, оказала сильное влияние и на культуру Руси. В свою очередь русские путешественники нередко посещали Царьград, другие города и территории этой страны. Им должны были быть знакомы и семь свободных искусств, составляющих теоретические науки раннефеодального образования. Природоведческие знания они могли обрести в ходе изучения геометрии, вбирающей в себя географию, а также философию.

В пользу такой гипотезы говорит высокая образованность авторов хожений: дьяконов, игуменов, писателей, митрополитов, купцов – людей, владеющих весьма высокими знаниями, соответствующими эпохе.

Жорж ГАНИН,

кандидат педагогических наук, доцент, преподаватель Высшего педагогического училища (колледжа)

Гатчина,

Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте