search
main
Топ 10
Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Сергей Кравцов: с 1 сентября все детсады будут работать по единой федеральной программе Кузбасский десятиклассник стал советником главы Минпросвещения В Ярославской области троих выпускников удалили с ЕГЭ по математике Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Сферум подводит итоги учебного года: сервисом пользуются почти 9,6 млн учеников и учителей Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Глава Минпросвещения наградил педагогов Калужской области Одаренные школьники Сочи получили именные премии Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания В Госдуме предложили сделать высшее образование для многодетных бесплатным Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях На Госуслугах заработал сервис по приему заявлений в колледжи Президент РФ считает, что книга – это важнейший источник просвещения Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете
0

Из нахлебника – в кормильцы

Кто мы по сравнению с птицами? Изобрели самолеты, но сами не умеем летать. Значит, возможности наши ограниченны, и, следовательно, мы по отношению к птицам – инвалиды. Такую “утешительную” формулу вывел Геннадий Иванов, директор профессионально-реабилитационного центра, находящегося на Васильевском острове. Если воспользоваться иной траекторией мысли, то инвалид – это тот, кто не только не может летать, но еще и ограничен в возможностях по отношению к собрату – к человеку. Общество к таким людям относится по-разному. В большинстве своем жалеет. Иногда даже помогает. Особенно если инвалидом тебя сделала звучащая “у всех на устах” война. Если же тебя придавило металлической трубой на родном предприятии, то подвигом это не считается и уважительные ахи отходят сами собой на второй план. Инвалидность врожденная вообще расценивается как вина родителей и вызывает… ничего не вызывает. Поверженным экономической безнадежностью людям не до этого. Тут бы выжить, а не об инвалидах думать, пусть сами о себе заботятся. В битве за существование поневоле становишься жестоким.

Инвалиды тоже живут не на необитаемом острове. Понимают, что нужно карабкаться из ямы самим, иначе погибнут. Однако не у всех на это хватает сил. Психологи и социальные педагоги ПРЦ говорят, что чаще всего у реабилитанта наблюдается полное неверие в себя, сопровождающееся приступами отчаяния. Нарушен уклад жизни, нарушены функции организма. Никто ведь не предполагает, какие последствия принесет болезнь или какая часть тела откажет после травмы. Немного легче тем, кто рожден с недостатком, они более социализированы, если только не подвергались гиперопеке.

Пенсия, немногочисленные льготы – вот и все, чем предлагает компенсировать утрату жизненного тонуса российское общество. Однако сильна в народе тяга к протесту. Посмотрели на соседнюю Германию и… начали в 1989 году русско-германский проект по созданию профессионально-реабилитационного центра. На паритетных началах отремонтировали и оборудовали здание бывшего ПТУ, смонтировали прозрачный, бесшумный лифт (гордость центра) и в 1996 году приняли первых инвалидов. Специальности определили следующие: коммерция, лабораторная диагностика, изготовитель художественных изделий из керамики, художник росписи по дереву, портной, а теперь добавилась и вычислительная техника. Задача – сделать инвалида конкурентоспособным. Условия рынка жестокие, законы общества суровые, инвалид должен уметь делать все то, что умеет обычный человек. И не менее. А для этого нужно заставить его поверить в себя. Недаром со дня приема рядом ежедневно находятся психолог, социальный педагог, врач. Реабилитационные мероприятия постоянны. К тому же в каждую специальность включен курс психологии, где разбираются конфликтные ситуации, где в игровой форме можно решить многие проблемы, связанные с контактом.

Человек испытывает желание вырваться из дома, он хочет общения. И ему необходимо доказать себе, обществу, что он не обуза для близких, а кормилец. Личность полноценная и творческая. Я держала в руках удивительный замок, уместившийся на ладони и покрытый глазурью. Кто бы поверил, что его вылепила однорукая девочка. Кто бы подумал, что юноша с ДЦП (детский церебральный паралич) может работать главным бухгалтером на предприятии.

– Инвалид свой недостаток восполняет отношением к работе. Он более усидчив, ответствен – говорит Ирина Байбородина, социальный педагог по трудоустройству. – И это немаловажно для работодателя. У нас уже есть заявки от нескольких из них, чем мы очень гордимся. В течение полутора лет после окончания учебы мы отслеживаем выпускника, звоним, советуем, помогаем. Производственную практику они проходят там, где скорее всего их оставят работать. Портные и керамисты на больших предприятиях адаптироваться не смогут, но зато в фирмах и на дому им удобно заниматься творчеством. Лаборантов, например, вообще никто не готовит. У них низкая заработная плата, но востребованность этих кадров высокая. Некоторые из выпускников остаются в ПРЦ. Мы довольны их подготовкой и отношением к работе. Пора становиться цивилизованным обществом, пора относиться к людям по-человечески. Никто не застрахован от трагедий, и лучше сделать сегодня то, о чем жалеть не придется никогда.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте