Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Из Мюнхена в Москву за опытом

УГ - Москва, №16 от 22 апреля 2014. Читать номер
Автор:

​Факультет дошкольной педагогики и психологии стал участником организованного МПГУ трехдневного международного семинара, в программу которого были включены лекции профессора Василиоса Фтенакиса «Современные стандарты и программы развития детей (единый цикл от 0 до 10 лет): какие компетентности детей нужно развивать и как этому обучить педагогов», «Современные программы раннего математического и естественно-научного образования», «Современный педагог и модернизация педагогического образования в международной перспективе. Стандарты и программы педагогического образования».

Студентам и преподавателям представилась возможность пообщаться с представителем зарубежной педагогической науки, ознакомиться с результатами исследований известного в Европе профессора Фтенакиса – педагога, психолога, директора Государственного института педагогики раннего развития детей (Мюнхен).В своих выступлениях, сопровождавшихся презентациями (к сожалению, на немецком языке), профессор рассказал о существующих тенденциях в европейских системах дошкольного и начального образования, дал анализ имеющихся проблем в этой области, раскрыл основные результаты современных исследований в области образования и развития детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста. Ученый рассказал о международных стандартах и программах для раннего развития детей, уделив внимание роли создания образовательной развивающей среды для детей раннего и дошкольного возраста.В презентуемой профессором концепции образования ценным был акцент на его непрерывность, которая охватывает не только детский сад, но и начальную, среднюю и даже высшую школу, предполагает реализацию на практике идеи обучения через всю жизнь. Основой обучения становится единая проективная технология, включающая исследовательскую деятельность обучающихся и другие способы самостоятельного приобретения знаний. Такой подход созвучен с процессами, которые происходят в современном дошкольном образовании России. Эти положения изложены в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, представлены в научной, учебной и методической литературе. На кафедрах факультета идут исследования, направленные на разработку условий развития познавательных интересов детей, формирования математических представлений, речевого, физического развития, разработаны технологии организации опытной и экспериментальной деятельности детей, создания творческих проектов, использования проблемно-поисковых ситуаций, организации образовательной работы в развивающей среде.Участников семинара заинтересовал взгляд ученого на образование детей раннего возраста. По его мнению, ребенок уже в конце первого года жизни попадает в ситуации, которые заставляют его выдвигать гипотезы относительно развития мира. Он считает, что в возрасте двух лет дети уже способны поставить себя в положение другого и видеть свои проблемы со стороны. Любопытство способствует самообучению, активному поиску знаний. Эти положения иллюстрировались примерами: «Ребенок, попав в осенний лес, задается вопросом: почему листья опадают? Почему сейчас, а не весной?» Профессор считает, что вопрос – проявление любопытства ребенка, которое должно стать основой современного подхода к обучению детей. Ребенку не следует давать готовые знания, он должен «добывать» их в совместной со взрослым деятельности. Надо отметить, что этот подход в истории дошкольной педагогики нашей страны и зарубежных стран возникал неоднократно, еще со времен Ж.Ж.Руссо и других сторонников свободного воспитания. Поиск ответа на возникающий у ребенка вопрос происходит в процессе поиска решения обнаружившейся проблемы самостоятельно или совместно со взрослым, в проектной деятельности, экспериментировании, что должно обеспечивать интеллектуальное и речевое развитие ребенка, оптимальные условия для его всестороннего развития. При этом недооценивается роль воспитывающего взрослого, который в большей степени становится наблюдателем, партнером ребенка.Технология, предлагаемая В.Фтенакисом, базируется на основе учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста, которые педагог должен хорошо знать, что перекликается с методологическими позициями отечественного дошкольного образования. Классик отечественной педагогики К.Д.Ушинский еще в XIX веке утверждал: «Мы не говорим педагогам – поступайте так или иначе; мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить. Не понимая сущности явления, не разбираясь в его законах, невозможно успешно влиять на это явление, даже обладая самыми лучшими методическими рецептами». Этот принцип остается основополагающим в подготовке педагогических кадров дошкольного образования в нашей стране.Профессор неоднократно подчеркивал, что ведущее место при формировании базовых компетенций ребенка занимает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей, организация содержательного взаимодействия взрослого и ребенка в разных ситуациях. Эти позиции согласуются с отечественными подходами к организации деятельности детей дошкольного возраста. Однако предлагаемые профессором Фтенакисом методики ориентированы на работу с малочисленными группами детей (от 4 до 8 человек на одного взрослого), использование их в российских условиях затруднено большим количеством детей, приходящимся на одного педагога (до 35 человек и более).В рамках семинара были освещены только общие вопросы. Поэтому студентам и преподавателям было бы интересно ознакомиться с технологиями, которые позволяют, по утверждению профессора Фтенакиса, будущим педагогам овладеть необходимыми для работы с дошкольниками компетенциями, для этого необходим их перевод на русский язык в целях изучения и анализа у нас в стране, также интересно узнать о результатах стартовавшего эксперимента профессора и получить информацию о количестве детей, включенных в образовательный проект, о том, какие будут результаты, насколько широко будет применяться предлагаемый подход в массовом образовании в Германии.Прослушанные лекции, бесспорно, полезны для студентов и преподавателей факультета дошкольной педагогики и психологии. Полученные знания могут быть использованы при изучении вопросов организации и содержания дошкольного образования за рубежом в рамках дисциплин, предусмотренных учебными планами, при выполнении научных исследований (кандидатские и магистерские диссертации, ВКР студентов), а также в ходе международных исследовательских проектов, в которых принимают участие преподаватели факультета.Содержание выступления позволяет сделать выводы о единстве проблем, которые волнуют ученых в нашей стране и за рубежом:- практическое воплощение принципа «обучение через всю жизнь» в педагогическую практику;- стандартизация раннего образования детей;- ориентация педагога не на передачу готовых знаний, а формирование у детей способов получения информации;- организация содержательного взаимодействия взрослого и ребенка в разных видах деятельности.Можно отметить тот факт, что в нашей стране активно интересуются зарубежным опытом, а за рубежом почти не знакомы с российскими исследованиями.Профессор В.Фтенакис выразил сожаление, что ему не удалось посетить детские сады России, что он не знаком с российской системой дошкольного образования и исследованиями российских ученых (кроме Л.С.Выготского). Это обстоятельство не позволило ему проанализировать и сравнить европейские и российские образовательные системы. В связи с этим Фтенакис проявил заинтересованность в изучении российских методик и сотрудничестве с факультетом дошкольной педагогики и психологии МПГУ.

Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту