search
main
0

Из космоса – на грешную землю. К наболевшим проблемам НПО

В радиусе Садового кольца жизнь кажется лучше и веселей. Дорогие лимузины, красочные витрины, яркая реклама, обещающая райскую жизнь. Чуть перефразируя легендарного Виктора Цоя, если есть в кармане сотня «вашингтонок», значит, все не так уж плохо на сегодняшний день. Дыши и радуйся! Но, отъезжая в заплеванной электричке за сотню километров от МКАД и глядя в мутное, потрескавшееся вагонное окно, лишний раз убеждаешься, что Москва, хоть и столица России, но как будто другая Галактика.

Я уже давно перестал удивляться, приезжая в командировку, конечно же, не в «донорский» регион, недра которого буквально трещат от углеродного сырья, а туда, где живут все еще пахотой и ломовым трудом. В этот раз дорога была недальней – в древний город Кострому и его окрестности. Люди, отдающие душу отечественному образованию, вывели меня из «околоземной орбиты» и «приземлили» в костромском профессиональном лицее №20.

Учебное заведение, кстати, одно из лучших в области, основано в январе 1978 года для подготовки кадров для базовых предприятий: завода «Текстильмаш», завода красильно-отделочного оборудования и механического завода имени XVII партсъезда. Сегодня в ПЛ №20 около 800 учащихся по 15 специальностям, еще 10 профессий можно получить в виде дополнительного образования. Всех достижений преподавателей и лицеистов (а на это не хватило бы и газетного разворота!) просто не перечислить. А вот разговор о наболевшем выдался серьезный и эмоциональный.

Директор лицея, руководящий им более 20 лет, заслуженный учитель РФ Владимир Русаков и его коллеги в один голос говорят, что сегодня главная проблема НПО – социальная защита работников и, конечно же, учащихся. Что такое стипендия в 140 рублей? Сегодня это копейки. Коллектив волнует нормативный документ Федерального агентства по образованию и науке об отмене питания в системе НПО. Ведь в профучилища и лицеи поступают дети из малообеспеченных и неполных семей, приходит сельская молодежь. На селе, где колхозы лежат в руинах, сегодня зарплату не платят, а если и платят, то просто нищенскую. Чтобы у селянина были средства на обучение детей в городе, ему нужно продавать живность, если она, конечно, есть.

– Стипендию нужно поднимать минимум в два раза, тогда можно было бы говорить об отмене питания, – убежден Русаков. – Если кто-то говорит о губернаторских стипендиях, то их всего четыре на регион. А контингент дневного отделения системы НПО Костромской области около 11,5 тысячи человек. Отмена питания при стипендии в 140 рублей может привести к необратимым последствиям.

На столе директора лицея – тарифная сетка.

– Допустим, приходит ко мне человек с высшим образованием, а минимальная месячная ставка – 1616 рублей, – говорит Русаков. – Преподаватель высшей категории получает 2688 рублей. Чтобы хоть как-то стимулировать молодого педагога, ему нужно давать две ставки. Но в этом случае он с утра и чуть ли не до вечера будет вести уроки. После такого трудового дня о каком качестве образования можно говорить? Ставку по 8-му разряду для человека с высшим образованием нужно делать примерно 5 тысяч, а по 14-му – 8 тысяч рублей. Получится вилка в 3 тысячи рублей. Каждый разряд – повышение на 500 рублей. Тогда проблему с кадрами можно решить, хотя и не стопроцентно.

Вот повысили зарплату на 11%. Работают, к примеру, 10 человек, и в пределах отпущенного фонда оплаты труда мне нужно десятого убрать. Если повышать зарплату, значит, надо в целевом плане направлять 11% в виде дополнительной суммы. Говорим о классном руководстве. По мнению директора и его коллег, прибавка за него должна быть минимум 20% от должностного оклада. Молодой учитель пришел в НПО и получил ставку в 5 тысяч рублей. Плюс тысячу за классное руководство. Тогда многие вопросы отпадут. Вообще труд педагога оценить проблематично. Раньше он оценивался по тарификации. Сегодня необходимо изменить тарифную сетку, сделать достойную оплату труда. Зачем педагогу двойная, а то и тройная нагрузка? Он будет честно работать на одной, максимум полутора ставках, и отдача будет качественная, и трудиться он будет с радостью.

Говоря о педагогах в системе НПО, необходимо выделить роль мастера производственного обучения. Отечественному профессионально-техническому образованию в этом году исполнилось 65 лет. Может быть, ничего придумывать не надо, а просто полистать страницы давно минувших дней. Мастер производственного обучения всегда считался золотым фондом профтеха. Сейчас система разрушена.

Учебно-материальная база. По мнению Русакова, образование – это первая линия обороны государства. Значит, вся новая техника должна поступать именно сюда. Так, например, делается в Японии. Все лучшее – детям – старый забытый лозунг. Учить подростков на устаревшем, изношенном оборудовании нельзя. За 28 лет существования лицея оборудование не менялось ни разу. Да, приобретено недостающее оборудование с программным управлением, два обрабатывающих центра Ивановского станкостроительного завода, станки с ЧПУ. Но универсальное оборудование настолько устарело, что его нужно просто выбрасывать.

Поразило еще и то, что лицей проходит за год около 30 всевозможных проверок. В августе, например, ПЛ № 20 проверяла региональная антитеррористическая комиссия. Директор согласен, что в общежитии и в здании учебного корпуса должна быть охрана. Русаков подсчитал, что ему только на заключение договора с охранниками необходимо 500 тысяч рублей в год. Он согласен, что все этажи, классы должны быть под охранной пожарной сигнализацией. Но чтобы обеспечить оборудованием четырехэтажное здание, нужно, как минимум, 2 миллиона рублей. Пожарный инспектор делает предписание. Оно автоматом повисает на директоре, который становится виновником поневоле. Получается парадокс. Государство не обеспечивает лицей, а потом от своего имени пытается найти крайнего. В таком случае крайним всегда будет тот, кто внизу.

Кострома

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте