search
main
0

Из колыбели – за парту. В Швейцарии детей отдают в школу с четырех лет

В конце августа мой знакомый парнишка, которого родители нарекли Эрнестом в честь пламенного кубинского революционера Эрнесто Че Гевары, пойдет в школу – первый раз в первый класс. Пойдет, потому что к 31 июля текущего года ему исполнится четыре года. Не рано ли? Отнюдь, поскольку школа не российская, а швейцарская. Точнее, женевская. А среднее образование в альпийской республике, во-первых, обязательное и, во-вторых, бесплатное.

Итак, моему приятелю Эрнесту предстоит провести в стенах учебного заведения полных 11лет. Хотя первые четыре года начальной школы из восьми у нас назвали бы подготовительной группой детского сада. Но это школа швейцарская, которая отличается от нашей и по содержанию обучения, и по методикам, и по организации самого процесса. Отличается, несмотря на то что нашей системе образования пытаются привить через ломку и страдания так называемую Болонскую систему, а там она давно принята на вооружение. К тому же каждый субъект Швейцарской Конфедерации (официальное название государства), то есть кантон, имеет право на вариации в рамках общих принципов. Так, в Женеве первые четыре года называются «элементарный цикл», затем еще четыре года собственно начального образования. В немецкоговорящем кантоне Аргау первые два года – это обязательный детский сад, интегрированный в ту же восьмилетнюю начальную школу.Есть и более существенные различия, которые зависят скорее от финансовых возможностей местной администрации. В одной школе будут и столовая, и продленка, и бескорыстная помощь по выполнению домашних заданий, и даже походы в бассейн в рамках уроков физкультуры. В небольших населенных пунктах случается, что ученики занимаются в смешанных группах, где первый, второй и третий классы могут находиться в одном помещении. Кстати, если она по каким-либо параметрам не устраивает и возникнет желание перевести ребенка в другую, то придется платить немалые «отступные». Бывает, что семья как крайний вариант просто меняет место жительства.Вернемся, однако, к структуре. Первые четыре года, то есть с четырех до восьми лет, – элементарный цикл начальной школы, далее средний цикл – с 8 до 12лет и с 12 до 15лет – цикл ориентации, или средняя школа I уровня. С 15 до 19лет – средняя школа II уровня, или пост­обязательное образование, которое получают в колледжах, школах общей культуры, профессиональных училищах.Бесплатное обучение в государственных школах означает, что покупать, кроме ранца и спортивной одежды, практически ничего не надо. Ручки, карандаши, ластики, линейки, тетради, учебные пособия выдаются бесплатно. В первом классе пишут только карандашом. Во втором детям впервые выдают шариковую ручку, но класса до шестого она нужна только для контрольных и уроков чистописания. Учебники используются очень редко. Преподаватели предпочитают «одаривать» детей стопками листочков-ксерокопий с заданиями, с которыми те и работают.Полноценно ощущать себя учащимся школы ребенок начинает где-то с пятого класса: домашних заданий стало заметно больше, уже надо писать диктанты, а учитель вдруг стал исправлять ошибки. В седьмом классе еще можно вести себя относительно беззаботно, а вот на следующий год программа становится достаточно сложной, сопряженной с большим объемом самостоятельной работы. Свободного времени остается совсем мало.В средней школе, цикл которой рассчитан на три года, наряду с усвоением все более сложной программы уже пора думать о выборе профессии. К концу учебного года должно созреть решение: профессиональное или академическое образование.В каждом кантоне школьная программа может содержать свои особенности. Трудно приходится тем, кто среди учебного года вынужден переехать в другой регион. Математика, французский (немецкий или итальянский) и обществознание являются основными предметами в начальной и средней школе, именно от них зависит будущее распределение в старшую школу. Помимо этого в расписании присутствуют труд, музыка, спорт, рисование. С седьмого класса – английский, затем немецкий или итальянский как второй государственный язык.Нагрузка в течение всего периода обучения распределяется неравномерно. В элементарном цикле начальной школы задания несложные и их не так много. Если в самом начале на дом задают написать пару строчек одной буквы, то потом вдруг появляется куча листов с заданиями для самостоятельной работы. В соответствии с рекомендованной формулой времени на домашнее задание должно уходить из расчета 10 мин/класс, то есть в третьем классе 10, в восьмом – уже 60 минут. Родителям в выполнение домашних заданий лучше не вмешиваться. Тогда учитель будет знать, насколько хорошо ребенок усвоил материал и на что следует обратить внимание. Обществознание класса с шестого может быть разделено на подтемы: история, география, биология и т. д. Но конкретной программы нет, поэтому, как правило, нет и учебников. У учителей есть направления, и они сами выбирают, какую тему дать детям. Математика и французский язык даже при наличии учебников все равно изучаются по дополнительным материалам.Дневник. Этот документ не является обязательным атрибутом школьной системы. Есть тетрадь для записи домашних заданий (выдается в школе). Но пользоваться ею никто не заставляет. Упор на то, что ребенок должен самостоятельно выбирать подходящий ему алгоритм действий. В Швейцарии принята шестибалльная система оценок. Четверка считается удовлетворительной. Все, что ниже, – «неуд». Каждая оценка имеет шкалу с ценой деления в 0,05 балла. Например, контрольная может быть оценена в 4,45 или 5,2 балла. Оценки ставятся только за контрольные. Табель выдается дважды – перед рождественскими каникулами и в конце учебного года. Плюс к этому ребенок получит целую страницу характеристик примерно в таких формулировках: «способен самостоятельно работать на уроке», «на занятия не опаздывает», «задания выполняет аккуратно и в срок», «не отказывает в помощи одноклассникам». Такие характеристики очень важны при распределении в старшую школу. Иногда по оценкам ребенок вполне подходит для одного уровня старшей школы, а по характеристикам – «хулиган и лгунишка». В этом случае учитель вполне может определить его на ступень ниже. После 15лет ученик имеет возможность продолжить образование в средней школе, программа которой по сложности в ряде кантонов подразделяется условно на три уровня – А, В и С. Уровень С – простая школьная программа и не очень строгие требования. Как правило, оттуда прямой путь в «нужные работники – столяры и плотники» и прочие профессии, где нужно работать руками, но работать хорошо. Уровень В – его преодолевают большинство швейцарских школьников. Требования и программа здесь жестче, но для выпускников открывается более широкий выбор будущих профессий. Уровень А – повышенные требования, обширный материал, очень много самостоятельной работы, строгая система оценок. Чтобы удержаться на этом уровне, нужно по всем предметам за год иметь среднюю оценку не менее четырех баллов. Для тех, кто любит учиться, эта школа открывает двери гимназии, четырехлетнее обучение в которой заканчивается написанием дипломной работы и получением аттестата зрелости. Документ служит пропуском в любой вуз. Правда, для поступления на такие факультеты, как медицинский или юридический, необходимо будет сдать дополнительный вступительный экзамен.Распределение по трем уровням происходит в 8‑м классе. При этом многое зависит от субъективного мнения учителя: тянет школяр данный уровень или нет. Об этом родители и ребенок узнают во время личной встречи с учителем уже в середине учебного года. Если рекомендация учителя папу с мамой не устраивает, что-то изменить практически невозможно. Те, кто хочет попасть на более продвинутую ступень, имеют право сдать вступительные экзамены. Хитрость в том, что экзамены заведомо ориентированы на провал.Главный смысл средней школы – выбор будущей профессии. В Швейцарии высшее образование не самоцель, поэтому многие предметы изучаются в ознакомительной форме. Будущие работяги сосредоточатся только на том, что им потребуется в их конкретной профессии.Швейцарская система образования такая, какая есть, со своими плюсами и минусами, присущими трех­уровневой Болонской системе. Скорее всего, к концу элементарного цикла начальной школы ребенок с горем пополам научится писать, причем с кучей ошибок, которые не всегда будут исправляться. Глубокое изучение литературы тоже не для средней школы. Но при этом, если ребенок, вопреки желанию родителей, не загорелся перспективой обучения в гимназии, а выбрал, как и подавляющее большинство (80%) сверстников, карьеру квалифицированного специалиста, пусть учится ремеслу. Аттестат зрелости, необходимый для поступления в вуз, он может получить и во время освоения профессии, минуя гимназию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте