Дать ученику целостную картину мира – об этой задаче школьного образования сегодня не говорит только ленивый. А вот что делается? Наталья Станиславовна МАХНИБОРОДА, учитель русского языка и литературы Сторожевской СШ №2 Карачаево-Черкесской Республики, активно воплощает эту ключевую идею на отдельных уроках и в системе занятий. На уроках развития речи, например, она использует музыку, чтобы передать многообразие красок окружающего мира. Пишут пятиклассники сочинение по картине Петра Кончаловского «Сирень» – звучит фрагмент известной детской песенки Геннадия Гладкова «О картинах». Помните, про натюрморт? «Если видишь на картине чашку кофе на столе…». Потом ребята слушают Чайковского, Глазунова… А девятиклассники знакомятся с зарубежной литературой от античности до романтизма, чтобы лучше понять национальное своеобразие русского искусства.
Наше нынешнее общество можно ругать, но нельзя не признать, что в нем легче добиться успеха людям энергичным, трудолюбивым, настойчивым, знающим.
А ведь наша российская школа как раз стремится всеми способами подавить эти качества.
Наши школьные программы задались целью выучить любого ученика «для всего». Проще всего превратить ребенка в «многоуважаемый шкап», в памяти которого, как на полках и в ящичках, разложены отрывочные сведения из различных отраслей знания. Разложены, но совершенно не интересны ему, поэтому теряются, забываются. Они ему не нужны – он их не полюбил.
Полюбить что-то можно, никуда не спеша, не мчась «галопом по школьному курсу», не засоряя голову датами биографий и «художественным миром писателя».
Можно полюбить отдельные страны, отдельных животных или решение каких-то математических задач и уравнений. И тогда возгорится из искорки любви интерес. Тогда накопленные и сохраненные знания, бесполезно лежавшие, как хлам в кладовке, вдруг станут живым настоящим миром, в котором недавний школьник, может быть, проживет всю жизнь.
Для чего каждому школьнику знать все? Почему выпускнику школы надо знать все предметы на уровне студента первого курса?
Цель школы – выявлять способности, всячески помогать детям найти свой путь. Может ли наша школа достичь этой цели, не имея профильного образования?
Я думаю, что большая часть учеников, не хватающая звезд с неба и ограниченная в своих способностях, должна осваивать азы какой-либо профессии, и для этого необязательно заканчивать среднюю школу. Тогда отличники не будут скучать на уроках, а слабые ребята испытывать непосильные нагрузки. Из оставшихся в школе, тех, кто хочет и может продолжить учебу, надо заново формировать классы: одни – с углубленным изучением точных наук, другие – гуманитарных. Конечно, это требует серьезного пересмотра содержания образования. Но только дифференциация, отказ от обучения всех всему поможет вырастить в школе и хорошего рабочего, и научную элиту.
Я считаю, что будущие гуманитарии и биологи должны глубоко изучать компьютерную технологию. Математики, на мой взгляд, должны получить более полное представление о генетике и истории, так как эти науки останутся в центре внимания общества, или о географии, потому что ХХI век – время постоянных деловых контактов и просто путешествий. А вот сведения о ботанике и зоологии будущим математикам нужны самые поверхностные: жить им придется в основном в урбанистическом мире. Будущим физикам важно знать прежде всего литературную иерархию.
Преподавая литературу будущим физикам, надо, во-первых, пробудить интерес к чтению, а во-вторых, «с математической точностью» выстроить ряд предпочтительных авторов, что поможет им обрести информационный иммунитет от пошлости.
Образование должно быть одинаково доступным всем детям во всех частях страны, независимо от их имущественного положения. Одаренные дети должны обучаться в крупнейших научных центрах. Сейчас в силу экономических и социальных условий многие одаренные дети не имеют такой возможности. Поэтому от скуки и безысходности они вынуждены травить себя наркотиками, ввязываться в криминальные авантюры.
Пока образование не станет помогать человеку – каждому! – добиваться успеха в жизни, он будет отвоевывать себе место под солнцем другими способами.
Комментарии