Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Из Гидры с любовью. Как играючи открыть звезду

Учительская газета, №22 от 30 мая 2017. Читать номер
Автор:

В 11-12 лет открыть собственную звезду?! А четыре звезды всем классом? Благодаря участию в удивительном проекте «Открытие за неделю» на прошлой неделе трое пятиклассников Международной гимназии Сколково получили сертификаты о регистрации открытых ими четырех светил из созвездия Гидры в Международном реестре переменных звезд. Теперь по крайней мере миллионы лет на небе будут сиять светила, названные их фамилиями. С приставкой 1. Потому что мало ли, вдруг еще откроют? Им понравилось! Как по-взрослому признался Максим Щербаков: «Приятно, что есть о чем друзьям рассказать, и вообще, что после тебя что-то останется на память людям».

Самое невероятное, что сделали это не юные астрономы, а дети, никогда до этого не занимавшиеся изучением звездного неба. Все потому, что проект «Открытие за неделю» фонда поддержки образования «Ноосфера» был создан российскими астрономами таким образом, что позволяет сделать открытие любому человеку, в том числе ребенку. За несколько лет существования он это уже доказал, будучи опробован как в среде детей-олимпиадников, так и в обычной российской школе. Теперь к проекту присоединилась гимназия Сколково, ученики которой, конечно, привыкли к проектной и исследовательской деятельности (здесь на ней построено все обучение с первого до последнего класса), но физики и уж тем более астрономии еще и не «нюхали». Как признался тот же Максим, который, кстати, открыл аж две звезды, до этого курса он вообще думал, что созвездий всего 12, как знаков Зодиака!Программа «Открытие за неделю» рассчитана всего на 10 занятий, или, как в гимназии, пять пар, по одной в неделю. На каждом занятии есть теоретическая часть, где учитель дает детям базовые понятия, без которых нельзя открыть звезды на небе, – небесные координаты, звездные величины. Потом дети работают с реальными снимками неба. В данном случае со свежими снимками, снятыми мощным профессиональным телескопом в Австралии и заказанными на средства фонда «Ноосфера». Дети обрабатывали их на компьютерах с минимальным набором программ, позволяющих работать с космическими изображениями. Суть работы пояснил нам один из авторов курса Денис Денисенко, сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга, между прочим, сам первооткрыватель более сотни (!) небесных тел:- Ребята сначала искали глазами отличия на соседних снимках одного и того же участка неба, снятых в разное время, потом составляли из них «мультик», который и позволял увидеть, что одна точка вспыхивает и гаснет. Таким образом Юля Сухарькова нашла свою звезду – кстати, двойную затменную звезду типа Алголя (знаменитая звезда, известная древним как «глаз дьявола», потому что она мигает). Ее мигание происходит из-за того, что при прохождении одной звезды перед другой их общий блеск становится слабее. Потом мы стали применять более сложный математический аппарат (другие программы) и нашли еще три переменные звезды (переменными называются все звезды, чей блеск изменяется). По кривым изменения блеска звезд стало понятно, что это пульсирующие звезды, которые меняют свой размер, температуру, цвет, и это повторяется с периодом от нескольких часов до нескольких дней. Ваня Богатёнков открыл самую красивую, классическую пульсирующую звезду. Гимназисты Дениса Владимировича порадовали, потому что «сражались до конца и не опускали рук», ведь после открытой на первом же занятии звезды Юлей наступила космическая тишина. Но на последнем занятии терпение ребят было вознаграждено, и было открыто сразу три звезды! Не ради ли этого и писалась программа? – Я сам первую свою переменную звезду открыл в 36 лет, – признался ученый. – А тут ребята сделали это в пятом классе! Конечно, очень радостно за них. И за науку тоже – не только из-за самих звезд, но и потому что знание, что они меняют свой блеск, очень важно в астронавигации, ведь, не найдя звезду, прибор может не опознать созвездие и ошибиться с координацией. Поэтому важно внести в каталог звезд такое уточнение. И это реальный вклад ребят в мировую копилку знаний.Сами первооткрыватели в день вручения международных сертификатов, подтверждающих открытие, естественно, купались в лучах славы. – Да, мне было очень интересно работать, – вальяжно высказалась Юля Сухарькова и потом неожиданно призналась: – Мне вообще-то повезло – я ткнула пальцем в точку и открыла звезду в первый же раз! Сначала не поверила даже. Я потом подбадривала других ребят, подсказывала, куда нажимать – там, где мало звезд… Хочу ли я стать астрономом? Не знаю, я хотела бы стать либо писателем, либо дизайнером, либо ядерным физиком. Вот такие непростые ребята учатся в гимназии Сколково!.. Хотя космос их наверняка увлечет, тем более что поздравить их приехали настоящие космонавты Олег Блинов и Андрей Бабкин. Последнего спросили, готовы ли наши покорители космоса к встрече с НЛО и инопланетянами. – Мы находимся только на пороге космоса – всего в 400 км от Земли, и еще не достигли того уровня, чтобы с нами вышли на контакт, – ответил Бабкин. – Но думаю, что новое поколение, насмотревшись фантастических фильмов и наигравшись в виртуальные игры, особого шока от столкновения с инопланетной цивилизацией не испытает. Ну а если вернуться к реальности, то в гимназии Сколково результатами проекта очень довольны. – Для нас это была прекрасная возможность приобщить детей к реальному научно-исследовательскому проекту, – резюмировала директор Оксана Демьяненко. – Возможность почувствовать личную причастность, увидеть результат, поучаствовать в хорошо спланированной деятельности. Она требует внимательности и усидчивости, а это тоже развитие определенных компетенций. Это был очень удачный опыт для начала знакомства детей с астрономией.Вопрос – ответМожет ли астрономический проект «Открытие за неделю» массово применяться в российских школах? Денис ДЕНИСЕНКО, астроном, один из авторов проекта: – Почему бы и нет? Методики, учебник, учебные пособия, рабочие тетради разработаны. У проекта большие перспективы – открытий еще полно, мы с ребятами посмотрели одну пятидесятитысячную площади неба. Причем наша программа рассчитана на открытие не только переменных звезд, но и астероидов, и комет и отправляет свои наблюдения в Центр малых планет при Смитсоновской астрофизической обсерватории. Но помимо финансов дело упирается в кадры. Если учителей физики и астрономии обучить работать с программой, внедрение станет реальным. Это было бы очень интересно!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту