В 2006 году учитель начальных классов средней школы №1151 Зеленограда Ирина Михайловна ГОТОВЦЕВА стала победительницей окружного этапа и финалисткой городского этапа конкурса «Учитель года Москвы», вошла в число 394 лучших учителей столицы в рамках нацпроекта «Образование».
Досье «УГ»Ирина Михайловна ГОТОВЦЕВА, учитель начальных классов средней общеобразовательной школы №1511 Зеленограда, окончила факультет педагогики и методики начального образования Московского городского педагогического университета, педагогический стаж 15 лет, главное увлечение – путешествия.
рина Готовцева уверена, что одна из главных задач учителя – создание для ребенка комфортных условий для обучения в школе, чтобы ему было там радостно. На родительских собраниях она говорит не только об успеваемости детей, но и о том, какие проблемы волнуют всех на данном этапе обучения, не только предлагает родителям темы для обсуждения, но и интересуется, какие проблемы волнуют их. «Часто говорят: что вы хотите, ведь это начальная школа! Да мы, учителя начальной школы, наверное, как наседки, носимся с нашими детьми, бьемся над каждым ребенком, – признается Ирина Михайловна. – На этом этапе нас больше интересует внутренний мир детей, чтобы ребенок мог открыться, учитель должен дать ему такую возможность. Но и дети поддерживают тебя. Бывает плохо, бывает трудно, но приходишь в класс, видишь эти горящие глаза, которые ждут от тебя волшебства. И ты понимаешь, что ты и в самом деле волшебник, что сможешь все, что проблемы остаются за дверью. Если комфортно мне, будет комфортно и моим ученикам».
Но как создать комфорт для маленьких учеников, как понять их, как обеспечить успех в учебе? Для этого, убеждена Ирина Михайловна, нужно прежде всего понять, кто сидит перед тобой в классе, какие у него способности, отличительные черты, какова, наконец, психология, задатки, данные изначально от природы. Для учителя начальных классов все это особенно важно, потому что он создает тот фундамент, на котором в средней и старшей школе будет выстроен весь процесс обучения, который сделает ребенка успешным или неуспешным. Надо сказать, что жюри почувствовало, сколь серьезна подготовка Готовцевой, в немалой мере этому способствовало то, что она выпускница Московского городского педагогического университета, где учителей для начальной школы готовят особо тщательно и вдумчиво. Вот поэтому выступление на конкурсе стало для Ирины Михайловны обозначением своей позиции, которая была интересна.
Ирина Готовцева продемонстрировала глубокое знание психологических особенностей развития детей. Мальчики и девочки, заявила она сразу, – это два разных мира. Все дети развиваются по-разному, причем уже к году различия в психике мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении, в такой сложной деятельности, как игра. Это значит, сделала вывод Ирина Михайловна, что у них и в самом деле по-разному организованы психические процессы, по-разному функционируют. Психофизиологи имеют данные о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа этих различий – на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга, касаются эти различия познавательных способностей и познавательных процессов, восприятия окружающего мира, темпов, стратегии переработки и усвоения информации, преимущественного формирования различных видов мышления, организации внимания, уровня активации эмоций в процессе обучения, уровней адаптивных возможностей организма и психики, отношения к положительной и отрицательной оценке своей работы.
Трудно спорить с тем, что женщины и мужчины очень разные, женщины сохраняют в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, стараются по возможности не допустить их изменения и передать потомству. Мужчины же легко теряют старое и приобретают новое, что-то из этих приобретений пригодится в будущем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных ситуаций. То есть женщины ориентированы на выживаемость, а мужчины – на прогресс. Но мужчины более уязвимы физически и психически значительно менее одинаковы (как отметила Готовцева, среди них больше гениев, но и больше идиотов), хуже приспосабливаются, менее поддаются воспитанию, на первых этапах школьной жизни учатся хуже. Да и говорить, ходить, читать мальчики начинают позже девочек. Средняя по способностям девочка лучше учится в школе, даже если методика обучения не вполне соответствует ее индивидуальным особенностям. Она более послушна, легче поддается воспитанию и обучению.
Если обучающая программа не соответствует индивидуальным особенностям психики ребенка, то девочки выбирают несвойственную стратегию решения, например, задач, а мальчики стараются уйти от решения, так как адаптироваться к не свойственным ему видам деятельности им исключительно трудно. Даже использование разных типов мышления на разных уроках мальчики болезненнее переживают, а девочки с успехом применяют одну и ту же тактику при изучении совершенно разного материала.
Девочки рождаются уже более зрелыми на 3-4 недели, чем мальчики, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. То есть в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Первоклассницы опережают первоклассников в скорости чтения, счете. То есть уже в первом классе необходимо учитывать особенности развития мальчиков для успешного усвоения программы.
Даже очередность созревания разных психических функций у мальчика и девочки разные. Девочки обычно раньше начинают говорить, и все дальнейшее развитие психики проходит на фоне «оречевления». А у мальчиков то же самое проходит еще на наглядно-образном уровне. У девочек в дошкольном и младшем школьном возрасте обычно лучше развита речь, они часто сильнее мальчиков и поэтому оттесняют и забивают их в речевом плане, на уроках девочки активнее, лучше отвечают на вопросы. Среди мальчиков больше вариантов индивидуальности, они нестандартно и интересно мыслят, но их внутренний мир часто скрыт от нас, так как они реже раскрывают его в словах. У мальчиков специализация правого полушария в отношении пространственной функции, пространственно-временной ориентации имеется уже в шесть лет, а значит, и лучшая организация тех видов деятельности, где необходимо пространственное мышление, тогда как у девочек ее нет и к 13, девочки до 10 лет лучше запоминают цифры и решают логические задачи.
Девочки лучше справляются с типовыми, стандартными заданиями, с упором на исполнительскую сторону работы, мальчики лучше решают задачи на сообразительность, требующие поиска, а не только извлечения из памяти стандартных решений. Однако у мальчиков высоко развита поисковая деятельность: им свойственна большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений. Исполнительская часть работы при этом страдает. У мальчиков лучше развито пространственное мышление, а у девочек лучше развита исполнительская часть речи.
Среди мальчиков много двоечников и трудновоспитуемых, потому что стратегия обучения и в детском саду, и в школе рассчитана на девочек. Утомление неоднозначно сказывается на работе мозга детей. У мальчика при этом больше страдают левополушарные процессы, связанные с речевым мышлением, логическими операциями. А у девочек – правополушарные, связанные с образным мышлением, с пространственными отношениями, с эмоциональным самочувствием.
Физиологическая сторона восприятия тоже различается, ученые установили, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, но девочки более чувствительны к шуму. В первых – вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, то есть их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои богатства – кукол, тряпочки, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную, лазают по лестнице, забираются на шкаф и так далее.
Мальчикам на всех этапах развития, особенно в детском саду и в школе, не хватает положительных эмоций, тепла и ласки, заботы и участия, самых разнообразных форм поощрения. Мальчики более эмоционально истощаемы. Они кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональный фактор, а у девочек в ситуации деятельности, вызывающей эмоции, резко возрастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры мозга. Поэтому у девочек мозг готов к ответу на любую неприятность, поддерживает в состоянии готовности все структуры мозга, а мальчики быстро снимают эмоциональное напряжение, они не могут долго удерживать его, так как их мозг не приспособлен для этого, чтобы не сломаться, они просто ставят блок, защиту. Например, если вы ругаете мальчика, он сначала эмоционально реагирует, переживает первые 5 минут разговора, а потом мозг отключает слуховой канал, и информация до его сознания не доходит. Мальчик не слышит ни замечаний, ни поощрений.
Выявляется существенное различие в реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается их деятельность, для девочек – кто их оценивает и как. То есть мальчиков интересует суть оценки, какой момент их деятельности оценивается, тогда становится понятным, почему мальчик не реагирует на оценку «Я тобой не довольна», она не имеет для него смысла, мальчик обязательно должен знать, чем вы не довольны, и как бы вновь «проиграть» в мозгу свои действия. Для девочки важно установить контакт со взрослым, правильно выполнить задание, которое дал взрослый. Для мальчиков важно осмыслить ситуацию и подготовить способ выхода из нее.
В начальной школе мальчики и девочки обычно друг другу не нужны. Это подтверждают социометрические исследования. У них свои игры, свой мир, девочки жалуются, что мальчики очень шумят, дерутся и толкаются, мальчики – что девочки визжат, щиплются, дразнятся и ябедничают. Ближе к седьмому классу постепенно появляется желание активно общаться. В раздельных классах легче воспитывается уважение к девочке, женщине. Когда в смешанном классе просят не обижать и уступать девочкам, мальчики говорят: «Что эти дылды, нежные и слабые?». В этом возрасте они крупнее и даже сильнее мальчиков, а девочки, когда им говорят о том, что мальчики сильные и смелые, опора в жизни, усмехаются: «Эти мелкие да еще троечники?!». В раздельных классах такое временное несоответствие не так заметно.
На конкурсном уроке Ирина Михайловна очень четко показала, сколь разные увлечения у девочек и мальчиков, как по-разному они относятся к рисованию, пению, арифметике и литературе. Она предложила своим ученикам-конкурсантам сочинить рассказ из нескольких слов и, подводя итоги, объяснила, как важно подбирать соответствующие занятия для мальчиков и девочек.
«Мальчика и девочку нельзя ни в коем случае воспитывать одинаково, – сделала вывод Ирина Готовцева. – Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постараемся понять и принять наших девчонок и мальчишек такими, какие они есть,- разными».
Все так умно придумано в природе, –
Не все едино – и известно то,
Что найдены в одном мы огороде,
Но оказались разными при том.
Все дело в полушариях конечно,
Где правое, где левое сильней,
А в результате жив конфликт извечный:
Мальчишки резвы, девочки умней.
Никто не спорит, силой не обидел
Всевышний наш всех будущих отцов,
Но девочки всегда и все предвидят
И выбор свой вершат в конце концов.
На них лежат семья, и дом, и дети,
Очаг, в котором разведен огонь,
Все сами делают, но мужики в ответе,
У них такая жизненная роль.
Но тянемся друг к другу мы всегда,
Быть разными покуда не беда,
И обещает жизни долголетие,
Мужчин и женщин яркое соцветие.
Фото и эпиграмма автора
Комментарии