У бабушки под кроватью стоял сундучок. Это был ее маленький тайник. Иногда мне удавалось заглянуть туда. Там хранились старые вещи: шляпки, башмачки, швейные безделушки, игрушки, открытки. Как-то бабушка заметила, как я роюсь в содержимом сундучка. Не рассердилась, не отругала, только вздохнула: «Может, вам, онукам, что пригодится». Не пригодилось. Но запомнилось. И не только содержимое сундучка. Какую дорогу в жизни выбрать, чтобы шагалось по ней легко и твердо? Как соизмерить свою поступь с теми, кто постоянно рядом? Как обезопасить себя от превратностей судьбы? К чьей помощи, каким средствам прибегнуть, чтобы быстрее преодолеть полосу неудач и снова обрести свою надежную тропу? Может, есть смысл, вспомнить те простые житейские истины, которыми руководствовались наши пращуры? И бабушка, и дедушка, и многие другие старые люди часто извлекали из сундучков памяти советы, которые они унаследовали от родителей, земляков. Помнилось ими, помнится и нами…
Всегда с собою амулет…Снаряжая меня в дорогу, бабушка вручала мне маленький крестик. «Пусть он тебя спасает и сохраняет», – говорила она. «У меня уже есть такой…» – отнекивался я. «А ты возьми этот, – настаивала бабушка. – Он свойский, заговоренный». Древний человек понимал, насколько он слаб перед силами природы, стихиями, потому, особо не обольщаясь насчет своего могущества, прибегал к различным средствам, которые укрепляли дух, взбадривали, оберегали. Когда приходилось отражать нападение врага или самому становиться завоевателем, он всяческими способами заводил, накручивал себя, чтобы состояние души соответствовало моменту. Татуировка, размалеванное глиной лицо, перья, воткнутые в волосы, налобные повязки, браслеты, серьги и многое другое зачастую служило ему именно для того, чтобы обезопасить себя в трудной ситуации, привести чувства в «боевую» готовность, устрашить противника. Со временем человек, обставившись благами цивилизации, подзабыл про свою «первобытную» слабость. А ведь она сидит в каждом из нас и в конфликтных, стрессовых ситуациях нет-нет да и напоминает о себе. И нередко весьма больно. Может, стоит прибегнуть к старым испытанным «амулетным» (так бы я их назвал) средствам борьбы с несовершенством человеческой природы? Один мой знакомый, жена которого отличалась сварливым характером, как-то признался: «Моя супружница иногда такое выдаст… Так что, ты думаешь, я делаю, когда она заводится? Отключаюсь напрочь. По этому случаю и перстенек приобрел. Повернул его в одну сторону – отключился, повернул в другую – включился». Думаю, что любой предмет в доме, любая вещичка на теле, которая внешне выглядит как безобидное украшение, если их соответствующим образом мысленно «зарядить», могут сыграть свою амулетно-обереговую роль.«Памятковый прочухан»Рассказывала бабушка, вспоминал дед, как однажды какой-то их далекий предок (соответственно и мой), в молодости участвовавший в казацких походах и часто возвращавшийся домой с богатыми трофеями, повел своего сына к заветному месту в овраге и ни с того ни с сего принялся стегать его лозиной пониже спины. Плачет хлопец, слезами заливается – никак не поймет, за что выпала ему такая жестокая порка. Наконец устал старый казак от порки, набил трубку табаком, задымил и объяснил мальцу: «А это чтоб ты лучше место запомнил, где я клад зарыл». Уместно, наверное, в связи с этим случаем вспомнить об одном древнем украинском обычае. В старину существовало такое выражение – «памятковый прочухан». При дележе земли сельские старшины, не надеясь на свою память, брали в поле молодцев и там на отмерянных межах таскали их за чубы, мяли бока, награждали тумаками. Это делалось для того, чтобы парни покрепче запомнили размеры делянок и впоследствии могли выступить свидетелями при земельных спорах. До сих пор помнятся мне лозины, которыми, случалось, меня награждал дед за ту или иную провинность. Бабушка к подобным физическим методам воздействия на память не прибегала. У нее были свои «памятковые» рецепты. Подмогой слабеющей с возрастом памяти ей служили узелки, которые она завязывала на концах платочка, что висел на гвоздике под иконой в красном углу. Периодически после молитвы бабушка развязывала старые «памятковые» узелки и завязывала новые. На память надейся, но в то же время знай, что в любое время она может подвести тебя. Многие современные приборы (телефоны, часы, компьютеры) снабжены «памятковыми» сигналами. Как правило, они нормально и вовремя напоминают, предупреждают и упреждают. И все же на красном шнурочке, к которому прикреплена флешка (без нее сегодня, как без кошелька), я нет-нет да и завяжу узелок…Присесть на дорожкуНа день приезжал к старикам или на неделю задерживался, ждала меня короткая дорога домой или дальняя командировка, но ритуал прощания был всегда один и тот же. Бабушка обязательно завернет в газету кусок сала, пирожки и бутерброд с яешней, рассует по карманам рюкзака яблоки, конфеты, семечки. Потом смахнет слезу со щеки и тихо скажет: «Давай присядем на дорожку».«Не для барыша, а ради почина!» – выкрикивали торговцы на базарах, завлекая покупателей. «Семь раз отмерь, а один отрежь», – наставляли портные учеников. Почин очень важен в любом деле. Если оно правильно, рассудительно (с умом), без спешки начато, то непременно сладится. Присесть на дорожку – это тоже своеобразный почин. Почин пути, который предстоит. Это старинный, проверенный опытом предков обычай. Смысл его прост и практичен: вспомнить, задуматься, не забыл ли чего в суете сборов, все ли на месте в карманах, багаже, за плечами, в душе. Однако, и переступив порог, не стоит стремительно удаляться от родного дома. Я, например, специально сверху кладу пару бутербродов, чтобы остановиться в посадке, балочке сразу за городской чертой. Хоть и силен трубный глас дороги, хоть и не терпится пуститься в путь, развожу первый костер, завариваю чай, перебираю в памяти детали сборов, осматриваю велосипед. В связи с этим вспоминаются рассказы деда о торговцах-чумаках, которые путешествовали по степным дорогам. Дед, правда, их уже не застал, но в селе о них народная память еще была жива. Чумацкая валка (обоз) трогалась в дорогу под вечер. Едва путешественники выбирались за околицу, как тут же останавливались на ночлег, готовили основательный ужин. Так поступали, для того чтобы рядом с домом проверить груз, если надо, подремонтировать упряжь, возы. Кто-то даже успевал напоследок потешиться с любимой, или она сама прибегала на огонек к табору…Плачьте… на здоровьеБабушка нередко по разным жизненным поводам, порою даже совсем незначительным, роняла слезу. Чаще скупую, но, бывало, слезы и ручьем текли. Когда я ее спрашивал о причине скорби (так мне казалось), она отмахивалась: «То я так, то пустое…» Существует выражение «закаменел от горя». Что ж, случается, внезапная беда как бы парализует человека, приобретает над ним безраздельную власть. Это иногда выражается в полной отрешенности от происходящего вокруг, эмоциональной подавленности и даже физической неподвижности. Как же освободить себя из этого состояния?Москва (как и другие стольные города) слезам не верит. И правильно делает. Придет беда – прошибет слеза. Однако нередко слезы – это не только непосредственное выражение грусти, горя, обиды, но и своеобразная разрядка, снятие внутренней напряженности. «Пускай она поплачет, ей ничего не значит» – кажется, так когда-то сказал поэт. И, возможно, сам не ведая того, попал в самую точку. Слезные железы вырабатывают прозрачную щелочную жидкость, выводящую вредные вещества, которые, накапливаясь в организме, вызывают депрессию, ухудшают аппетит, сон. «Плакать не плачу, а слеза бежит», – говорит иногда чрезмерно чувствительный человек, не подозревая о том, что это срабатывают у него механизмы самозащиты. Отсутствие переживаний, оканчивающихся слезами, разрушает человека изнутри, делает его угрюмым, черствым, подверженным различным заболеваниям. «Есть слезы – есть и совесть», – говорят в народе.У горя слезы. Случается, правда, так горе придавит, что не то что кусок в горло не лезет, а и слезу не проглотишь. Отсюда понятна в старину роль профессиональных плакальщиц, которых специально приглашали на похороны. «На кого ж ты нас покинул, родимый!» – истошно кричали они и этим вызывали очистительные слезы у закаменевших от горя родственников умершего. Плакальщицы как бы выполняли роль резаного лука. Такое же невольное предназначение и многих душераздирающих сцен в кинофильмах.«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», – утверждают сердобольные няни. И зря. Во-первых, излишняя уступчивость и потакание детским капризам делают из ребенка эгоиста, а во-вторых, слезы бывают весьма полезны для юного организма. Наплакавшись вдоволь, мальчуган засыпает здоровым сном, не раздражается по пустякам. Слезами, конечно, горю не поможешь. Однако же слезы способны значительно облегчить горе, что настигло, а порою и отвести будущую беду. Так что не стесняйтесь сопереживать «со слезою на глазах» и плачьте себе… на здоровье. Ведь плакавши не заплатить, смехом не задолжать.Почистим, помоем – душа в покое«Хоч сорочка плохенька, абы биленька», – не уставала повторять бабушка, увещевая меня надеть накануне праздника белую рубашку. Сама она в это время усиленно наводила порядок в доме: мыла, чистила, драила, выгребала из дальних закутков мусор. С особой тщательностью она это проделывала накануне Пасхи. Дополнительно к домашним «очистительным» ритуалам подмазывалась печь и белилась хата. На душе становилось светло и празднично еще до воскресенья.Человек живет, обрастая предметами и привычками. Со временем его среда обитания как бы «загрязняется», переполняясь многими второстепенными, бесполезными, а то и вовсе вредными вещами. Случается, что он опутывает себя ими настолько, что они становятся причиной подавленного настроения, конфликтов, стрессов. Часто мытье посуды или уборка квартиры – это не только дань чистоте, но и подспудное желание избавиться от лишнего вокруг себя, стремление к изначальной четкости и порядку.В народе издавна придавали большое значение различным очистительным ритуалам. Чистым, например, называли четверг накануне Пасхи. Этот день был всенародным днем очищения, избавления от грязи в доме, на теле и в душе. В связи с этим интересно происхождение выражения «после дождичка в четверг». В четверг, который был посвящен Перуну, язычники ожидали грозы, очищающей землю и подготавливающей ее к весенним работам. После этого можно было начинать дела, которые давались легко. В Греции в мае проводили церемонию весеннего очищения. Небольшие статуи богов из храмов и домашнюю утварь греки относили к ближайшей реке или озеру и там отмывали до чистоты.Обязательна генеральная уборка в доме, весьма желательна и чуть ли не каждодневная забота о чистоте и порядке вокруг себя. Повседневное избавление своей среды обитания от грязи – это прежде всего забота о состоянии души, своеобразная психическая защита от «дурного» влияния ненужных вещей. Убирая бытовой мусор, мы выметаем мусор и из души, готовим себя для очень важного жизненного рывка, большого дела. Да и сами очистительные процедуры являются весьма здоровым и полезным, отвлекающим от тревожных мыслей занятием. Стирка, расстановка книг на полке, перетряхивание и выбрасывание старой одежды, ремонт поломанной мебели, смахивание пыли, чистка раковин, сдача бутылок, подклеивание обоев – всегда в доме найдется что подновлять, подчищать, приводить в порядок. Пусть очистительные ритуалы войдут органично в нашу жизнь, станут уместными в любое время, скрасят серые будни. В конце концов превратятся в еще одну – весьма не лишнюю! – привычку. Чистота в доме – это и свобода, и полет мысли, и душевный покой…
Комментарии