search
main
0

Иван ЯЩЕНКО, проректор МИОО: И массовая школа может дать гениев

Меня тоже не все устраивает в проекте концепции. Но он еще дорабатывается, и так или иначе это шаг в верном направлении: проект как минимум фиксирует важность и статус работы с талантливыми детьми. К сожалению, системной работы с одаренными детьми у нас нет, она имеет очаговый характер, не покрывая страну ни географически, ни содержательно (по предметам). Не сложилось у нас такой ситуации, когда талантливый ребенок независимо от места жительства может реализовать себя в той сфере, в какой он талантлив. С другой стороны, у нас нет сложившейся системы, стимулирующей учителей общеобразовательных школ поддерживать и развивать талант в каждом ребенке. У нас была принята программа «Одаренные дети», но многие из тех, кто работает с талантливыми детьми, о ней даже не знали и обходились без нее.

Для перехода от очагов к целостной системе поддержки развития одаренности нужны внимание государства и концепция, нужны финансовые и нормативные механизмы.В Колмогоровском проекте заключены замечательные посылы, хотя до конца и не проработанные. Но я бы не противопоставлял эти два подхода. Колмогоровский проект, с моей точки зрения, документ второго уровня. Концепция же должна создать возможности для реализации подобных проектов. Что касается сети спецшкол, то я не уверен, что ее необходимо создавать по указке сверху, чтобы, допустим, в каждом федеральном округе была такая школа. Должны быть разные возможности и, конечно, условия, в том числе и финансовые, для создания подобных школ (скажем, целевое финансирование). Хочет глава какого-то региона создать у себя спецшколу – пусть вкладывает часть средств из регионального бюджета, а часть получает из федерального.Есть список школ, в которых учатся победители и призеры всероссийских олимпиад школьников, в лидерах списка из четырех СУНЦ представлен лишь СУНЦ МГУ, но есть лицеи, гимназии и даже общеобразовательные школы. Наряду с плюсами «особых» школ, когда одаренный ребенок попадает в комфортную для него среду как одноклассников, так и педагогов,  есть в них и минусы. Переход в спецшколу не всем показан, бывают случаи, когда после такого перехода учебные результаты ребенка даже снижаются, так что детям должны быть предоставлены все варианты – и сеть спецшкол, и возможности развития в своей школе, и участие в кружках, летних школах. В этом  смысле показателен опыт Москвы. К числу главных достижений  столицы в области работы с талантливыми детьми можно отнести в первую очередь то, что 1359 школ дали хотя бы одного победителя или призера окружного этапа олимпиады, а 484 школы – победителя или призера городского  этапа. То есть можно пойти учиться и в обычную школу Москвы и стать победителем олимпиады.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте