– Я свое дело честно делаю. Меня меньше всего интересует, кто и за какую власть, в каком кабинете держится. Есть вопросы у меня, я пошел, решил, повернулся и вышел из кабинета. Моя работа – с детьми, учителями, директорами. Отец был директором школы, сейчас его нет в живых. Я у него за спиной стоял с пяти лет. Любил он свое дело.
– Значит, профессия потомственная?
– Можно сказать так, жена у меня тоже учительница. Хотя сыновья не пошли по нашим стопам, правда, младший немного поработал в школе.
– Иван Стефанович, в свое время много писали об эксперименте по созданию учебно-воспитательных комплексов. Снимали фильмы. Есть у вас медали ВДНХ, ордена, звания, все как положено. Вы довольны тем, что сделано?
– Главное, что уже нельзя остановиться. Мне не дадут мои же ученики. Мы создавали эти школы вчера. Они работают сегодня и будут работать завтра.
– У вас особое пристрастие к сельской школе?
– А как вы думаете? В нашей области двадцать сельских районов и шесть городов, сельских школ в два раза больше. Школа на селе – единственный очаг знаний, культуры. Значит, она должна быть красивой, как храм, уютной и теплой, как дом.
– Скажите, а какие качества вы больше всего цените в своих подчиненных?
– Профессионализм и любовь к делу. К примеру, я за двадцать лет работы никого не выгнал из заведующих роно. Но на эту должность подбираем основательно, уговариваем. Работы-то много, а зарплата небольшая. Непросто мотаться по району. Освободить от должности я могу только за серьезные финансовые нарушения, нечестность. Но в любом случае нужно разбираться.
– Интересно, а у вас были взыскания?
– Да, один раз. Бюро обкома партии вынесло замечание мне и заведующему здравотделом за то, что школе завезли в столовую некачественное мясо. Замечание принял, куда денешься. Я считаю, что главное – быть честным перед собой, работать добросовестно, чтобы тебя здесь не могли упрекнуть.
– У вас на Белгородчине работал когда-то Щетинин. Почему он не прижился здесь?
– Мы с ним расстались полюбовно. Энергии, напора у него предостаточно, а вот выдержки маловато. Хватает на неделю. С детьми нельзя работать так. Должна быть четкая программа на год, на два, на пятилетку. Это ведь не болт выточить за час. С детьми надо серьезно, основательно, профессионально работать.
– А ваши отношения с министерством, каковы они?
– Раньше мне было интереснее работать с представителями министерства.
– Может, интереснее – не то слово?
– Нет, то самое. Я работал и при Прокофьеве, Данилове, Ягодине, Днепрове. Интереснее было работать при Данилове и Веселове.
– Это об’ясняется личными симпатиями?
– Нет. Мне нравился их большой интерес к школам и территориям. Общались тогда запросто, обменивались суждениями. Мне нравилось бывать в министерстве.
– А как вам нынешний министр Ткаченко?
– Он идет на контакт, но ощущаешь его бессилие, он ничего не может сделать. Да и чем нам можно помочь? Проблему кадров мы решили сами. А о материальном обеспечении и финансировании министерство понятия не имеет. Сегодня их задача – обеспечить школы хорошими учебниками, пособиями, планами, программами, а в остальном сами справимся.
– У вас каждая школа имеет свое лицо. Я слышала, что сегодня 54 школы в стадии строительства. В прошлом году вы сдали 15 школ. И проблем с кадрами у вас нет.
– Самое главное, что мы решили проблему подготовки кадров для школ. Кто придет заниматься с детьми во вторую половину дня? Раньше мы брали выпускника культпросветучилища. Но он умеет играть на баяне, а заниматься с детьми не может. Требуются учителя музыки, хореографии, живописи. Мы стали готовить их в педучилищах. Вместо одного создали пять. У нас единственный в стране музыкально-хореографический колледж. Есть художественно-графическое училище, словом, с ребятами работают специалисты. Профессионализм, основательность – это залог успеха. Потому я уверенно смотрю в будущее. Меня не будет, а школы останутся, в них будут работать мои ученики.
Надежда ТУМОВА
Белгород
Комментарии