Иван Леонов восемь лет проработал на должности заместителя декана по научной работе филологического факультета Государственного института русского языка им. А.С.Пушкина. Под его руководством сегодня успешно реализуют многие научные и просветительские проекты, в том числе для школьников и молодежи, например, научно-образовательный проект научного студенческого общества Института Пушкина «Кирилло-Мефодиевская неделя» в 2014 году стал финалистом Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления в номинации «Лучший проект по поддержке и популяризации научной деятельности».
– Иван Сергеевич, почему вы решили связать свою жизнь с филологией?- Мой путь к филологии был непростым и интересным. Когда я учился в девятом классе, у меня не было мысли стать филологом. Изучение филологии мне казалось абстрактной профессией, а мужчина, как я считал, должен заниматься чем-то конкретным. На тот момент мне импонировала профессия врача-хирурга, ведь мое детство и подростковый возраст пришлись на чеченскую войну, взрывы в Москве, я хотел реально помогать людям в тяжелой ситуации. Это было своего рода протестом против того, что от тебя хотели родители – вузовские преподаватели. Папа как раз филолог и литературовед, учился и работал в МПГУ, в доме была и остается атмосфера, связанная с литературой. Я помню, как папа печатал на машинке докторскую диссертацию, был в курсе его научной работы, его взаимоотношений в коллективе, все это притягивало. А поскольку в семье и среди знакомых нет ни одного врача, филология все-таки переманила меня. В итоге я стал готовиться на филфак МПГУ, поступил туда и после окончания специалитета был приглашен в аспирантуру на кафедру русской литературы, окончил ее и проработал там несколько лет. Одновременно я работал по совместительству в Институте Пушкина, до тех пор пока прежний декан филологического факультета Любовь Викторовна Фарисенкова не пригласила меня в Институт Пушкина. Здесь в течение восьми лет я занимался не только научной и педагогической деятельностью, но и организационной. – Как вы попали в Институт Пушкина?- Один из моих наставников, профессор Травников, получил приглашение возглавить здесь кафедру мировой литературы, которая бы работала с русскими студентами. Он начинал эту кафедру практически с нуля, были приглашены многие его ученики, в том числе и я. Этот институт стал мне близким, родным, здесь я работаю уже двенадцать лет.- А вы помните ощущения от своего первого рабочего дня?- Да, это, наверное, никогда не забудется. Я вел семинары по русской литературе XIX века, и первой моей группой стали студенты третьего курса, которые были всего на два-три года моложе меня. Первый семинар был посвящен творчеству Тургенева, когда я представился, а потом рассказал о теме семинара, вышло забавно, ведь мы тезки с писателем по имени и отчеству. Та группа была сильная, интеллектуальная, открытая и доброжелательная – студенты очень меня поддерживали. Я помню студента Артема Григоряна: он сидел на первой парте у окна, когда я задал свой первый вопрос, он очень убедительно стал отвечать, были и другие замечательные студенты, например, Ирина Панова, которая сейчас работает учителем в одной из московских школ: она давала потрясающие и глубокие ответы. Такая поддержка аудитории способствовала внутреннему убеждению, что я на своем месте и нельзя останавливаться на достигнутом, надо дальше расти. Каждый курс отличается своеобразием, но у всех студентов есть нечто общее – заинтересованность в предмете, мотивация, желание расти над собой вместе с преподавателем. Я убедился с первого дня, что в нашем институте очень открытые, глубокие студенты.- Какие предметы вы преподаете?- Историю русской литературы XIX века на бакалавриате филологического факультета, а также на факультете обучения русскому как иностранному веду русскую литературу у студентов-иностранцев. – Сложно ли совмещать преподавание и организационную работу?- Трудно сказать. Параллельно занимаясь организационной работой, живешь в постоянном дефиците времени, которое можно было бы потратить на подготовку к занятию. Но с другой стороны, это позволяет лучше узнать студентов, найти к ним правильный подход. Взаимодействие со студентами надо начинать с первого курса, тогда уже ко второму-третьему курсу ты знаешь, что они собой представляют, можешь найти к ним своеобразный подход. Многие еще с первого курса пытаются нащупать в себе талант исследователя, если такого студента вовремя найти, дать ему толчок, чтобы он дальше рос в этом направлении, то уже ко второму курсу ты имеешь дело с молодым исследователем, у которого есть опыт написания статей, выступления на конференциях. Для того чтобы самому серьезно и глубоко заниматься наукой, необходимо время. В связи с поступлением в докторантуру я решил отойти от организационной работы, чтобы сосредоточиться на собственных научных изысканиях. В настоящее время работаю над докторской диссертацией на тему «Современная российская духовная проза».- Что вы можете сказать о научных проектах, в которых институт принимает участие?- В первую очередь хочу рассказать о конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. Кирилло-Мефодиевские чтения». В мае 2015 года она проходила уже в шестнадцатый раз. Конференция приобрела статус международной – сегодня в ней принимают участие не только представители Москвы и регионов России, но и гости из стран СНГ и дальнего зарубежья. К нам приезжают из Польши, Туниса, Китая, Сербии, Турции, Чехии, Эстонии, Латвии – примерно 400 участников каждый год. По итогам выходит четыре сборника научных статей: о проблемах лингвистики, литературы, о диалоге культур, а также сборник статей молодых ученых, в который включены работы школьников старших классов и студентов. В рамках Кирилло-Мефодиевской школы проходят открытые лекции, мастер-классы, студенты готовят научно-образовательные проекты, посвященные юбилейным историческим и литературным датам. Московские школьники тоже принимают в них участие в качестве докладчиков. В этом году мы провели проект «Художник и война», посвященный 70-летнему юбилею Победы. Несколько лет назад наши студенты предложили интересный проект, посвященный 150-летию со дня появления первого метро в Лондоне – «Литературное метро»: литература о метро, метро в литературе и еще составы метро, в которых есть выдержки из поэзии, произведений. Прошлогодней темой была «Литература и космос», приуроченная к юбилею Юрия Гагарина. Студенты раскрыли литературу о космосе, научную фантастику, современные произведения о космосе для детей и подростков. Этот проект пользовался популярностью: было много учащихся из школы №170 им. А.П. Чехова. Еще стоит упомянуть проект, который зародился у нас четыре года назад, – научно-образовательный вечер «Горизонты дружбы», место встречи – Волгина, 6. Поскольку Институт Пушкина – многонациональный, в нем учатся представители более 80 стран, мы решили создать мероприятие для знакомства с различными странами и культурами. Выбираем две непохожие страны, например Венгрия и Китай, или Франция и Вьетнам, представители этих стран готовят небольшие выступления, рассказывают о своей стране, о ее культуре, показывают национальные костюмы. Все это сопровождают музыкальные, танцевальные фрагменты. Московские школьники приходят на эти выступления, учатся танцам, песням, играм. От этого проекта двойная польза: с одной стороны, иностранцы мотивированы рассказать о своей стране на русском языке, им помогают преподаватели составить текст, презентацию, общение со школьниками стимулирует их изучение русского языка, а с другой – наши школьники познают многообразие мира и культур. Еще один проект – «Научные чтения филологического факультета». Каждый год мы посвящаем эти чтения выдающимся личностям из истории России, например, Ломоносову, Сумарокову, Державину, Екатерине Великой. В следующем году мы решили взять не писателя, а государственного деятеля – полководца А.В.Суворова. Объединяя историков, филологов, культурологов, эти Чтения показывают личность через эпоху, а эпоху – через выдающуюся личность. Совсем недавний проект, которому только год, – фестиваль «Научный поиск». Это серия лекций, конференций, мастер-классов, презентаций для студентов, которые видят себя в науке и хотят узнать, что институт может им предложить, какие горизонты открыть.Подготовила Валерия Иванько
Комментарии