В 2012 году российский народ праздновал 200-летнюю годовщину Отечественной войны 1812 года. Мы вспоминаем историю сражений, чтим героев и полководцев, отличившихся в боях с наполеоновскими войсками.
Считаю, что нашим воспитанникам очень важно знать имена знаменитых современников Бородинской битвы, их заслуги перед Отечеством, значение для мировой славы нашей Родины. Одним из таких современников Кутузова, Багратиона, Барклая-де-Толли, Дениса Давыдова был Иван Федорович Крузенштерн (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн) – российский мореплаватель, адмирал, слава Российского флота.В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн пожертвовал треть своего состояния (1000 рублей) на народное ополчение. Этот факт малоизвестен, а в наше прагматичное время важнейшая задача педагога – сделать дела российского офицера достоянием гласности, привлечь внимание детей к благородному жизненному подвигу этого мореплавателя и ученого.В рамках проектной деятельности я как учитель географии поставил цель – подготовить вместе с учащимися стендовый доклад (постер) и электронное пособие, раскрывающие значение научных трудов и открытий Крузенштерна, для использования на уроках истории, географии, внеклассных мероприятиях и клубных часах. Однако в процессе работы выяснилось, что личность Крузенштерна может служить достойным примером для воспитания мужественности, верности долгу перед Отечеством, самоотверженному воинскому служению родной стране.Изучение литературных, художественно-изобразительных, музейных и интернет-источников позволило нам с ребятами найти богатый информационный и иллюстративный материал, который был отобран, проанализирован, на его основе была составлена иллюстративная презентация «Иван Федорович Крузенштерн – слава Российского флота».Под впечатлением масштаба героической личности юные проектанты вдохновенно проводили беседы о Крузенштерне в параллелях среднего звена и для выпускников начальных классов. Осознавая то, что их работа должна служить другим поколениям учащихся, они подарили свою презентацию школе, а также послали ее на конкурс «Морской венок славы».Так кто же для нас такой Крузенштерн Иван Федорович? Говорит ли его имя что-то нашим детям или оно останется в их памяти только как часть цитаты из мультфильма «Каникулы в Простоквашино»?Иван Крузенштерн (1770-1846) – мореплаватель, исследователь Тихого океана, ученый-гидрограф, один из основоположников отечественной океанологии, адмирал, почетный член Петербургской академии наук. Это именно он организовал первую русскую кругосветную экспедицию. В начале XIX века возникла настоятельная потребность наладить регулярные рейсы русских судов от портов Прибалтики до русских портов на Тихом океане. Это было нужно для освоения Дальнего Востока, развития колоний на Аляске. Поэтому в 1802 году Российское морское министерство приняло предложение капитан-лейтенанта русского флота Ивана Федоровича Крузенштерна организовать первую русскую кругосветную экспедицию.Иван Федорович родился в Северной Эстонии в небогатой дворянской семье, досрочно окончил Морской кадетский корпус, в год окончания которого участвовал в Гогландском сражении. В 1789 и 1790 годах – еще в трех морских сражениях, был произведен в лейтенанты. Эти факты убедительно доказывают ребятам, что российская армия и флот с давних времен были кузницей героических личностей.В 1793-1799 годах Иван Крузенштерн служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море. Назначенный начальником первой кругосветной экспедиции Крузенштерн взял помощником старого друга, с которым он вместе учился в морском корпусе, Юрия Лисянского. В августе 1803 года снаряженные для кругосветного путешествия бриги «Надежда» и «Нева» вышли из Кронштадта. Перед экспедицией Крузенштерна стояли важные научные задачи: исследовать дальневосточные побережья России, проверить и уточнить морские карты, по пути вести океанографические наблюдения (измерения глубин моря, температура воды). Кроме того, экспедиция должна была разрешить некоторые проблемы дипломатии. На «Надежде» в Японию отправился русский посол Н.Резанов для установления дипломатических связей с этой страной. Русский корабль у японских берегов был окружен сторожевыми лодками, и хотя наши суда простояли у японских островов в течение полугода, Резанову так и не удалось договориться с японским правительством об установлении дипломатических отношений.Большое значение имели работы Крузенштерна по изучению острова Сахалин. Летом 1805 года Иван Федорович проводил там съемочные работы, впервые он заснял около 1000 километров восточного, северного и частично западного берега Сахалина, приняв его за полуостров. После этого суда «Надежда» и «Нева» впервые в истории русского флота пересекли экватор и направились на юг, 3 марта обогнули мыс Горн и через три недели в Тихом океане разлучились. В конце лета 1806 года Крузенштерн вернулся в Кронштадт.В начале Отечественной войны 1812 года треть своего состояния (1000 рублей) Крузенштерн пожертвовал на народное ополчение. Почти год он провел в Англии в составе российской дипломатической миссии, в 1809-1812 годах опубликовал трехтомное «Путешествие вокруг света…», переведенное в семи странах Европы. Этот факт трудового научного подвига педагогу следует особенно подчеркнуть. Очевидна ценность открытий Крузенштерна, ведь даже в такое трудное военное время его труды были опубликованы.Атлас, составленный Крузенштерном, включил более 100 карт и рисунков. В 1813 году он был избран членом Академий и научных обществ Англии, Франции, Германии и Дании. Важным достижением была составленная карта-схема кругосветного путешествия Крузенштерна с обозначением маршрута корабля.По инициативе Крузенштерна были снаряжены другие кругосветные экспедиции – О.Коцебу (1815-1818), М.Васильева – Г.Шишмарева (1819-1822), Ф.Беллинсгаузена – М.Лазарева (1819-1821), М.Станюковича – Ф.Литке (1826-1829). Научно-образовательная деятельность ученого продолжалась до конца жизни. В 1815 году Крузенштерн ушел в бессрочный отпуск для лечения и научных занятий. Он составил и издал двухтомный «Атлас Южного моря» с обширными гидрографическими примечаниями.Как и в начале жизненного пути, в зрелом возрасте он снова был причастен к морской военной службе. В 1827-1842 годах служил директором Морского кадетского корпуса, стал инициатором создания при нем высшего офицерского класса, впоследствии преобразованного в Военно-морскую академию.Вся жизнь этого русского морского офицера и его трудовой научный подвиг представляют славу российского флота. В его честь названы различные географические места: гора на северном острове Новой Зеландии, мыс в заливе Коронации (Канада), губа на западном побережье полуострова Ямал, пролив между островами Матуа и Ловушки в Курильской гряде, острова в архипелаге Туамоту, в Маршалловом архипелаге, в цепи Радак и в Беринговом проливе, надводные камни к юго-западу от Гавайских островов. Крузенштерн похоронен в Домском соборе Таллина.Работая по изучению жизненного подвига Ивана Крузенштерна, ребята прочно усваивают, что он внес огромный вклад в мировую географическую науку своими экспедициями, изобретениями, открытиями, прославив Россию. Для них он может быть примером не только ума и самоотверженности, но и силы и мужественности. Он был очень хорошо развит физически, отличался атлетическим телосложением, по внушительности плечевого пояса и богатырской груди превосходил сильнейших матросов возглавляемой им экспедиции. В путешествии возил с собой две двухпудовые гири и ежедневно занимался с ними по 30-40 минут, выполняя свое любимое упражнение – швунг жимовой. Благо России Крузенштерн ставил превыше всего. Не боясь последствий, смело осуждал крепостнические порядки в стране и палочную дисциплину в армии. Уважение к человеческому достоинству, скромность и пунктуальность, обширные знания и талант организатора привлекали к исследователю людей. К нему обращались за советом многие выдающиеся отечественные и зарубежные мореплаватели и путешественники. Таким образом, мы можем сказать, что жизненный пример Ивана Крузенштерна – пример высокой нравственности, патриотизма, верности делу, человечности и воинского долга.Сергей ФИЛИППОВ, учитель географии ЦО №1486
Комментарии